Нефть дорожает из-за войны на Ближнем Востоке: как РФ заработает на этом
Цены на нефть и газ пошли вверх на фоне новостей об ударах Ирана по Израилю. Происходящее заставляет вспомнить об энергетическом кризисе 1973 года, который начался из-за отказа арабских стран поставлять нефть странам — партнерам Израиля. И хотя эксперты говорят, что сегодня ситуация иная, риски роста цен на энергоресурсы все-таки признают. О том, как может подорожать топливо из-за обострения на Ближнем Востоке и что от этого выиграет Россия, рассказывает NEWS.ru.
Как выросли цены на газ
Биржевые цены на газ в Европе в среду утром выросли на 3%, свидетельствуют данные торгов.
Стоимость ноябрьского фьючерса на хабе TTF (одна из ведущих газовых бирж в мире) в Нидерландах поднялась до $460,6 за тысячу кубометров, или €40,27 за мегаватт-час. По состоянию на 09:14 мск, она чуть скорректировалась до $458,42 за тысячу кубометров.
Что происходит с ценами на нефть
Еще накануне утром стоимость нефти европейской марки Brent, на которую ориентируются на всем земном шаре, колебалась около уровня $71 за баррель. По итогам третьего квартала котировки снизились почти на 17%. Это объясняется сразу несколькими факторами: ожиданиями реализации планов альянса ОПЕК+ по восстановлению добычи нефти, ухудшением мировых экономических перспектив, замедлением темпов прироста спроса на нефть в Китае. То есть, грубо говоря, нефти должно было стать в избытке, и цена на нее упала.
«Кроме того, Ливия готовилась возобновить свою добычу, а морской экспорт нефти из России достиг трехмесячного максимума», — сказал NEWS.ru аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
Во вторник нефтяные котировки опускались еще ниже — до $70 за баррель. Но все резко изменилось вечером. Фьючерсы на Brent с поставкой в декабре на лондонской бирже ICE подскочили на 5,01%. К 20:09 мск стоимость черного золота достигла $75,29.
Почему нефть и газ дорожают
Во вторник, 1 октября, армия Израиля сообщила о массированном запуске ракет со стороны Ирана. Оценки в СМИ разнятся. По данным газеты Jerusalem Post, Иран выпустил по Израилю около 180 ракет, многие из которых, как утверждает Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), были перехвачены.
В свою очередь иранское агентство Tasnim сообщило, что ракеты из Тегерана ударили по газовым платформам у города Ашкелон на юго-западе Израиля. По данным ТАСС, американская Chevron (один из крупнейших игроков на шельфе Израиля) в качестве предосторожности временно остановила газовые платформы «Левиафан» и «Тамар».
«Газ, добываемый на шельфе Израиля, обеспечивал внутренний рынок. И еще оставались объемы для экспорта. По существующим газопроводам он идет в Египет, где сжижается и отправляется на мировой рынок, прежде всего в Европу», — рассказывает NEWS.ru ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Сейчас появились опасения, что Израиль начнет импортировать газ из Египта, что приведет к сокращению поставок в ЕС, добавляет он.
Как отмечает Bloomberg, эскалация конфликта также увеличивает вероятность перебоев с поставками нефти на Ближнем Востоке, где добывается треть черного золота всей планеты. Добыча Ирана, по оценкам агентства, выросла до шестилетнего максимума в 3,37 млн баррелей в день в августе и немного снизилась в сентябре. В прошлом году страна была девятым по величине производителем нефти в мире.
Как потенциальный нефтяной кризис связан с событиями 1973 года
Сегодняшняя ситуация заставляет вспомнить конфликт, вошедший в историю как война Судного дня. В октябре 1973 года Египет и Сирия, поддержанные арабскими странами, напали на Израиль.
В ходе арабо-израильского конфликта ОПЕК ввела эмбарго на поставки нефти западным странам, поддержавшим Израиль (это Великобритания, Канада, Нидерланды, США и Япония). Мера касалась прежде всего Соединенных Штатов и их союзников в Западной Европе. Эмбарго привело к росту цен на нефть с $3 до $12 за баррель, спровоцировав настоящий энергетический кризис.
Советский Союз (который, к слову, активно снабжал арабов оружием) тогда воспользовался ситуацией и быстро нарастил поставки нефти за рубеж. Правда, больше не за счет собственного производства, а благодаря реэкспорту сырья (закупая нефть в ближневосточных странах и перепродавая ее государствам, подвергшимся эмбарго).
По данным статистического справочника «Внешняя торговля СССР 1922–1981», в 1970 году Советский Союз экспортировал нефти на 1,323 млрд рублей. В 1975 году этот показатель увеличился до 5,9 млрд рублей, а к 1980 году — до 18 млрд. В 1981 году СССР продал черного золота на 21,6 млрд рублей. Даже после завершения кризиса и снятия эмбарго (в марте 1974 года) нефть продолжала сильно дорожать: уже в 1979 году ее стоимость достигла $30. Все это позволило СССР существенно нарастить доходы бюджета.
Что будет с ценами на нефть дальше
Как передают американские СМИ, Израиль может нанести удары по нефтяным и другим стратегическим объектам Ирана в ближайшие дни в ответ на ракетный обстрел, а в случае повторной эскалации оставляет за собой право нанести удар по атомным объектам Ирана.
«В среду утром МИД Ирана заявил, что ситуация на Ближнем Востоке стабилизируется в ближайшие дни. Однако риски остаются высокими, и военная премия уже стала закладываться в текущие цены нефти», — комментирует ситуацию Александр Потавин. По словам эксперта, в августе добыча нефти в Иране составила 3,7 млн баррелей в сутки — это самый высокий показатель с июня 2023 года. «Остановка хотя бы части такого объема добычи может поднять цены на нефть еще на 10–15%», — допускает аналитик.
По мнению эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмилы Рокотянской, в случае обострения ситуации на Ближнем Востоке цены на нефть могут уйти еще выше от нынешних уровней, и довольно стремительно. «Плохой сценарий — это удары по нефтехранилищам. Очень плохой — перекрытие Ормузского пролива (соединяет Персидский залив с Оманским. — NEWS.ru), на который, по разным оценкам, приходится 20–30% мировых потоков нефти», — говорит собеседница NEWS.ru.
Для уверенного последующего роста цены на нефть ее котировкам нужно закрепиться выше $75,2 за баррель. Это, полагает Рокотянская, откроет путь к уровню $80,59.
Если Иран перекроет Ормузский пролив хотя бы на неделю, то последствия этого события будут сравнимы с тем, что наблюдалось в 1973 году, как по росту цен на нефть, так и по экономическому эффекту, считает Юшков. «В Персидском заливе окажется „заперта“ почти вся нефть Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, ОАЭ и самого Ирана. Это ударит еще и по газовым рынкам, потому что там же окажется „заперт“ Катар, 100% поставок СПГ которого идут именно через Ормузский пролив. А это уже грозит жесточайшим кризисом и ростом цен на газовых рынках», — рассуждает эксперт.
Может ли энергетический кризис повториться сегодня
Для Ближнего Востока происходящие события уже не представляют ничего выдающегося, признает Потавин. Теоретически Израиль может ответить напрямую Ирану, но пока этого не требуется, поскольку он уже уничтожает боевиков «Хезболлы» в Ливане. А для новой мировой войны нужно прямое участие двух глобальных мировых коалиций. «Поэтому локальные обстрелы территорий просто немного увеличили премию в нефтяных ценах, которая потом может опять снизиться, если не будет новых масштабных ракетных атак», — рассуждает эксперт.
Повторения кризиса не предвидится хотя бы потому, что арабские страны (по ряду причин) разобщены и единым фронтом с Ираном, как раньше, не выступают. «Поэтому никакого эмбарго они объявлять не станут. А значит, и энергокризиса не будет», — обнадеживает Игорь Юшков.
Что касается Ирана, то последний уже заявлял, что перекроет Ормузский пролив только в случае угрозы своему существованию как государству либо угрозы существованию руководства страны. «Но сейчас об этом речь не идет. Тем более, думаю, Соединенные Штаты будут прилагать титанические усилия для того, чтобы не допустить дальнейшей эскалации конфликта», — уверен Юшков.
Какая во всем этом выгода для России
В 1973 году Советский Союз стал едва ли не монопольным поставщиком энергоресурсов на рынки западных стран. Отчасти по этой причине, отчасти потому что нефтяные котировки взлетели в несколько раз, и СССР оказался бенефициаром кризиса. «И поставки газа как раз тогда увеличились, но прежде всего — поставки нефти. Нефтяная индустрия получила толчок для своего развития», — говорит Юшков.
В текущих условиях Россия, безусловно, выиграет от роста нефтяных и газовых котировок (чем выше цены на газ и нефть, тем больше налогов от их продажи поступает в бюджет страны), но полномасштабный кризис нам, как и другим, не нужен. «Иран является нашим союзником в военно-техническом сотрудничестве и в других областях. Умеренная напряженность [а не полномасштабная война] России на руку, потому что она подталкивает цены вверх», — отмечает Юшков.
Как ранее заявил вице-премьер России Александр Новак, сбалансированная и удовлетворяющая запросы как потребителей, так и производителей цена нефти — около $80 за баррель. Можно допустить, что этот уровень мы увидим уже в ближайшие месяцы или даже недели.
Читайте также:
Индия бьет по российскому бюджету: отказ от газа сулит проблемы?
Российские заводы СПГ встанут из-за санкций: какие есть пути обхода
ЕС экстренно закупает наш газ перед отказом от поставок из Суджи: что будет
Запад не хочет, но покупает российскую нефть: как Москва обходит санкции