Войти в почту

В Астрахани спустили на воду инновационные земснаряды

Земснаряды сейчас активно используют для поддержания гарантированной глубины на внутренних водных путях России. Особенно актуальным этот вопрос стал в последние годы, когда в условиях санкций в отношении России для укрепления сотрудничества с восточными партнерами формируются новые транспортные коридоры.

В Астрахани спустили на воду инновационные земснаряды
© Российская Газета

Например, "Север - Юг", который служит для связи между Россией и Индией через Иран, а также транзита грузов в страны Персидского залива и Южную Азию. Между тем средний возраст судов данного назначения приближается к 40 годам, и обновление дноуглубительного флота становится важной стратегической задачей в масштабах страны.

Важное событие - торжественный спуск на воду сразу двух земснарядов - прошло на астраханских верфях. После достройки в акватории они будут использоваться для дноуглубления на водных путях России. Первые два астраханских земснаряда из этой серии, "Лотос-1" и "Лотос-3", уже успешно работают на Волго-Каспийском морском судоходном канале, а также на Северной Двине. Новые суда позволяют службам эффективно справляться с обмелением рек, каналов и водоемов.

В 2020 году астраханские верфи выиграли два открытых конкурса, объявленных государственной транспортной лизинговой компанией для Росморречфлота, на строительство четырех самоходных земснарядов проектов 93.159 и 93.159.1. Суда этого проекта могут проводить дноуглубление при температуре воздуха от минус десяти до плюс 35 градусов по Цельсию в акватории с илом, глиной и гравием. За час работы они способны поднять со дна до 900 кубометров грунта.

- Страна крайне нуждается в дноуглубительном флоте, и наши корабелы решают эту важную стратегическую задачу. Построенные астраханскими судостроителями земснаряды уже активно используют по программам дноуглубления в разных регионах. С учетом развития системы внутреннего водного транспорта и эксплуатации международного транспортного коридора "Север - Юг" важно сохранить заданный темп строительства дноуглубительного флота, - отметил на церемонии спуска судов на воду вице-губернатор Астраханской области Денис Афанасьев.

К слову, Волго-Каспийский морской судоходный канал, где уже работает один из достроенных земснарядов данной серии, является важным участком коридора "Север - Юг". Это единственная водная артерия, связывающая внутренние водные пути России с Каспийским морем. В 2023 году было выполнено поручение президента России увеличить проходимость до 4,5 метра. В этом году дноуглубительные работы на канале продолжаются.

Напомним, что по итогам 2023 года астраханские порты Астрахань и Оля перевалили рекордные 4,5 миллиона тонн грузов. Таких показателей не было десять лет. Возрастающий объем грузоперевозок требует современного флота.

В настоящий момент на астраханских верфях строятся четыре контейнеровоза проекта 00108, предназначенных для работы в Каспийском море. Каждый сможет перевозить до 530 контейнеров. Началось строительство четырех сухогрузов проекта RSD-81. Новые суда будут активно использоваться для перевозок по Каспию по маршруту "Север - Юг". Как сообщил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, по итогам восьми месяцев нынешнего года положительная динамика перевалки через порты Астрахань и Оля сохраняется. Их грузооборот с января по август составил 3,5 миллиона тонн, что на 28 процентов превышает показатель за аналогичный период прошлого года. В 2,5 раза увеличилась перевалка цемента, полипропилена и бумаги, на 28 процентов - химических изделий и удобрений. Но большую часть составляет зерно - 1,9 миллиона тонн.

Стабильно растет и число судозаходов в астраханские порты: за восемь месяцев почти девять тысяч, что на десять процентов больше, чем в прошлом году. При этом на 54 процента, до 715 тысяч тонн, обработано больше импортных грузов и на 22 процента, до 2,6 миллиона тонн, увеличилась экспортная перевалка.

Тем временем

В городе Приморске Запорожской области завершены основные работы по расчистке реки Обиточной протяженностью 4,2 километра. Русло водоема освободили от камыша и мусора. До конца сентября подрядная организация также проведет укрепление береговой линии.

Необходимо отметить, что с 1991 года на реке Обиточной не проводились гидротехнические работы, она почти полностью заросла камышом, нарушился водообмен и естественная проточность. Возникла угроза полного заболачивания местности, и для спасения экосистемы потребовались неотложные мероприятия.

- Ведется большая работа, которая позволяет восстановить естественное состояние рек, повысить качество воды, улучшить гидрохимические характеристики, а также восстановить рекреационную привлекательность водных объектов Запорожской области, - отметил губернатор Евгений Балицкий.

Кроме того, в регионе подходит к концу расчистка промоины, соединяющей Молочный лиман и Азовское море. Гидрологическое соединение между водоемами восстановлено.

Специалисты выполнили работы на рыбоходном канале протяженностью 400 - 450 метров, шириной 35 метров с учетом откосов по верхней части, глубиной до четырех метров. В результате угроза замора рыбы ликвидирована, пиленгас свободно покидает лиман после нереста и нагула.