Лицензия на водку – деньги на ветер

Каждому сельмагу – по лицензии на торговлю легальным алкоголем. Такая инициатива родилась в Госдуме. Под это дело – о чудо! – стоимость разрешения на продажу спиртного снизят аж в три с лишним раза. Но не всё так просто, ситуация на рынке горячительных напитков очень сложная, посему при внимательном рассмотрении нововведение попахивает популизмом.

Лицензия на водку – деньги на ветер
© Свободная пресса

В Госдуму внесён законопроект № 506452-8 «О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в части изменения размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)», который должен быть рассмотрен в первом чтении до конца текущего месяца. В документе предлагается существенно удешевить стоимость лицензии на торговлю алкоголем.

– В настоящее время размер государственной пошлины за лицензию составляет 65.000 рублей за год вне зависимости от количества принадлежащих организациям торговых объектов или объектов общественного питания. С целью защиты конкуренции и создания равных условий для эффективного функционирования всех участников рынка розничной продажи алкогольной продукции законопроектом предлагается установление размер государственной пошлины в размере 20 тыс. руб. на каждый торговый объект или объект общественного питания в год.

Действующий размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является непосильным для малых предприятий. Это приводит к полному прекращению их деятельности либо осуществлению ими розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, что, в свою очередь, способствует развитию нелегального рынка алкогольной продукции. Снижение размера государственной пошлины до 20 тыс. руб. в год на данном этапе фактически направлено на легализацию розничной продажи алкогольной продукции, поскольку произойдет снижение барьера для входа на рынок указанной продукции», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

То есть для отдельно взятого частного (не сетевого) магазинчика стоимость разрешения, действительно, существенно подешевеет. Но для сетей, наоборот, подорожает. Именно поэтому и значится, что нововведение «не приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации». Более того, заложен существенный рост этих самых поступлений. Впрочем, для какой-нибудь торговой сети с оборотами в сотни миллиардов рублей что 65 тыс. руб., что несколько миллионов – без разницы. Не обеднеют.

А сельмагам, действительно, станет легче. Теоретически. Если таковые захотят торговать спиртным, что не факт.

«Алкоголь уже давно не даёт такие цифры, которые были лет десять назад. Сейчас цены растут, а выручка падает», – говорит директор сети магазинов «Лоза» Алексей Карандеев.

При этом даже Росстат вынужден признавать, что пить у нас стали намного больше. То есть с официальной торговлей алкоголем всё плохо, а народ употребляет всё больше. Как несложно догадаться, из пространства-времени спиртное самопроизвольно не материализуется, и источники его поступления прекрасно известны. Рынок контрафактного спиртного растёт не по дням, а по часам, граждане РФ переходят на «левый» алкоголь.

Каждый раз после того, как Минфин поднимает минимальные отпускные цена на крепкие спиртные напитки, бутлегеры получают новую клиентуру. С 1 июля 2024 г. минимальная розничная цена поллитра водки выросла с 229 руб. до 246 руб., коньяка – с 397 руб. до 427 рублей. На фоне крайне низких доходов населения это совершенно запретительные цифры, посему «теневой рынок» со своими ценами – в разы меньшими – очень даже конкурентоспособен.

В Госдуме оценивают объём контрафакта в 30 млн декалитров, но эта цифра ничем не подтверждена. По ряду оценок продажи подпольного алкоголя уже давно превысили объёмы торговли легальным.

«Побороть теневой рынок … нельзя. Легальный алкоголь в России – самый дорогой в мире относительно уровня доходов населения, поэтому многие люди с низким достатком предпочитают более дешевый суррогат. Объёмов рынка нелегального алкоголя никто не знает», – считает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.

Именно поэтому большинству сельмагов – если они не сетевые – нет никакого смысла покупать лицензии. Что за 65 тыс. руб., что за 20 тысяч. Не окупится. Кому нужна бутылка хорошей водки или качественного коньяка, сядет на машину и доедет до ближайшего легального магазина, где товар гарантированно настоящий. А кому хочется просто «залить глаза» каким-то пойлом подешевле, у того просто нет денег на водку за 300 рэ – за те же деньги можно купить аж три вожделенных «пузыря». Да, с риском отравиться, но это завсегдатаев любой деревенской «группы здоровья» волнует меньше всего.

Есть и ещё один момент, который также нивелирует законопроект – торговые сети вытесняют с рынка розничной торговли мелкие независимые магазинчики. Те самые, которым лицензия на спиртное будет стоить 20 тысяч.

«В первом полугодии 2024 года выручка крупнейших торговых сетей уже увеличилась почти на 25%. Ключевую роль в этом стремительном росте финансовых показателей сыграла экспансия ритейлеров. Ведущие торговые сети активно расширяют свое присутствие в регионах, вытесняя на местных рынках локальных игроков», – говорит эксперт по ритейлу Михаил Лачугин.

В каждую деревню «федералы», конечно, не придут, но покрытие страны супермаркетами растёт. Даже в Нечерноземье в крупных сёлах уже есть по две-три конкурирующих сетевых магазина. И сельмаги в соседних населённых пунктах с их приходом быстро вымирают, то есть покупать лицензию на 20 тыс. вскоре будет совсем некому.

Торгуют ли такие магазинчики контрафактным спиртным? Наверное, где-то и торгуют, хотя данные депутатов о том, что они распространяют аж 65% нелегального алкоголя в РФ, вызывают недоверие. Если неизвестны цифры «теневого» рынка в целом, то как можно посчитать какую-то долю от него? Но это, собственно, и неважно. Экономической целесообразности для какого-нибудь ИЧП платить 20 тыс. рублей нет в принципе, так как это – деньги на ветер.