Себестоимость добычи экспорту не товарищ: что влияет на рентабельность вывоза угля в России
По сообщению «Коммерсанта», себестоимость добычи угля в России за последние десять лет выросла более чем вдвое. Соответствующую оценку приводит руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов. Издание также ссылается на данные ЦДУ ТЭК, согласно которым средняя себестоимость добычи в отрасли составляет порядка 2750 рублей на тонну. Производственная себестоимость растет в результате санкционных ограничений и удорожания импортного оборудования и техники для добычи угля, а также запасных частей, которые на территории России не изготавливаются. На фоне этого маржинальность вывоза российского угля через порты Дальнего Востока приблизилась к нулю, а через порты Северо-Запада экспорт и вовсе стал убыточным. Максимальный доход угольных компаний равен 2 долларам за тонну. Трейдеры указывают на сокращение средней нормы прибыли экспорта угля в 2024 году на 50–60 %. Ключевыми причинами этого являются падение мировой стоимости угля, дешевизна российского угля, волатильность рынка, рост транспортной составляющей из-за изменения логистики и, конечно, проблемы при оплате поставок из России. Впрочем, как считает эксперт «ФедералПресс», на самом деле за истекшие годы рост себестоимости угля не стал особенным. «Рост себестоимости вдвое за 10 лет – это совсем мало. В пересчете на годовой рост получается ежегодное увеличение на 7 %, что сопоставимо с инфляцией труда и издержек на добычу. На доходы добывающих компаний, в первую очередь, влияют цена продажи сырья, объемы продажи и условия (транспортные издержки, например)», – прокомментировал он. Аналитики считают, что стоимость угля на мировом рынке вырастет до конца этого года, однако российский уголь сильно не подорожает, поскольку производителям из РФ приходится предоставлять скидки при его продаже. Этот еще больше будет продавливать рентабельность экспорта. «Скидки могут быть у всех разные, в зависимости от типа угля, например, высококачественный концентрат коксующегося угля, востребованный в том числе в Китае, может продаваться с меньшими скидками по сравнению с недорогим энергетическим углем», – отмечает Дмитрий Скрябин. Ранее «ФедералПресс» подробно рассказывал о том, что влияет на производственные и финансовые показатели угледобывающих предприятий в России. Фото с сайта pxhere.com