Войти в почту

10 лет за любовь к России: Геннадию Федько, воевавшему с бандеровцами, грозит депортация в Молдавию

Суд постановил выдворить в Молдавию бойца добровольческого отряда «Скиф», который принимал участие в специальной военной операции и не успел продлить срок пребывания в России, пишет «Лента.ру»

10 лет за любовь к России: Геннадию Федько, воевавшему с бандеровцами, грозит депортация в Молдавию
© Свободная пресса

Как сообщили изданию в пресс-службе Добровольческого штурмового корпуса (ДШК), куда входит это подразделение, старшина 1-й роты Геннадий Федько, уроженец Молдавии, был задержан пограничниками 12 сентября на пропускном пункте между ЛНР и Ростовской областью. Городской суд Донецка (Ростовской области) постановил выдворить добровольца за пределы страны за нарушение правил миграционного учета.

В ДШК объяснили, что Федько выезжал из зоны боевых действий, чтобы перезаключить контракт. «Как, скажите, он мог одновременно сражаться на передовой и отмечаться в миграционном учете?» — поинтересовались сослуживцы бойца. Ответ очевиден — никак.

Еще один доброволец столкнулся с бездушной бюрократической машиной, случаев, подобных этому, ранее было немало. Правда, обычно речь шла о выдворении в «дружественные страны» (Казахстан, Киргизию или Белоруссию), где им тоже никто не давал гарантии от уголовного преследования. А Молдавию едва ли можно назвать дружественной страной.

Как долго это будет продолжаться? Почему никак не наведут порядок в законодательстве в этой области?

— Я не хочу комментировать действия российских чиновников. Но хочу пояснить, что в Республике Молдова этому человеку по статье 141 УК РМ «Наёмничество» грозит от 5 до 10 лет лишения свободы, — отмечает исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог Владимир Букарский.

«СП»: Про граждан Молдавии, воюющих на СВО, у нас не особо ранее писали. Много ли их? Чем они мотивированы? Какой среднестатистический портрет гражданина Молдовы, которые решается на подобный шаг? Из каких регионов и кто едет?

— Мотивация у этих людей может быть самая разная — от желания получить российское гражданство, повысить свой материальный уровень, до искренней любви к России и ненависти к бандеровскому нацизму. Регионы, из которых едут эти люди, также могут быть самые разные.

«СП»: Подобные случаи, по-вашему, отбивают желание у молдаван ехать воевать за Россию?

— Подобные случаи, в первую очередь, унижают Российскую Федерацию в глазах той части населения Молдавии, которая испытывает симпатии в отношении России и её президента.

«СП»: О таких случаях в стране становится известно? Или они замалчиваются?

— Такие случаи не только не замалчиваются, но и пропагандируются официальными и прозападными СМИ: «Смотрите, как вашей России на вас наплевать!».

«СП»: При этом, Россия направо и налево раздает паспорта выходцам, например, из среднеазиатских республик, заключившим контракт с МО. К Молдове применяются другие правила? Почему?

— Вероятно, по той же причине, по которой беженцев из Украины, даже настроенных пророссийски, усиленно проверяют в российских аэропортах. Неприязнь к Майе Санду, вероятно, провоцируется и на всех остальных жителей Молдавии.

«СП»: Может, пора уже давать бойцам, воюющим в ходе СВО, какую-то отсрочку или льготные правила по миграционному учету? Или судам не рубить сразу с плеча, выдворяя человека из России? Стоит ли для Молдавии сделать какие-то особые условия? Или РФ следует воспринимать ее как недружественную страну?

— Судя по комментариям представителя МИД РФ Марии Захаровой, российское руководство адекватно воспринимает Молдавию, разделяя режим Санду и простых жителей страны. Однако чиновники, выносящие подобные решения, на мой взгляд, являются главным внутренним врагом России. Я бы присваивал этим конкретным чиновникам статус иноагентов.

— Это знаменитые «перегибы на местах», — констатирует доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.

— К сожалению, многие чиновники не способны мыслить гибко, тогда, когда это необходимо. И порождают подобные инциденты раз за разом. Устраивая нервотрепку тем, кому наоборот надо помогать.

Думаю, что в ситуации разберутся после огласки, но «осадочек останется».

Думаю, что надо проводить с чиновниками разъяснительную работу. Хотя их тоже можно понять. Есть все-таки трудовая дисциплина и законы. Но! Всех этих ситуаций можно было избежать, если бы руководство соответствующих структур не боялось брать на себя ответственность.

Все-таки те же представители структур, занимающихся миграцией, как мы видим по событиям последних месяцев, часто закрывали глаза, когда им это было выгодно. А вот защитник России для них оказался «не выгодным». Я бы их проверил.

«СП»: Насколько такие случаи бьют по авторитету России и желанию приезжать добровольцев из других стран?— Это серьезный удар по нашей репутации. Обстановка в Молдавии противоречивая. Нынешняя власть вполне может посадить человека и выдать на казнь ВСУ. Поэтому, думаю, нашим чиновникам срочно надо исправлять ситуацию. И извинится перед человеком, защищающим прежде всего Россию.

«СП»: Может, пора уже давать воюющим на СВО какую-то отсрочку или льготные правила по миграционному учету? И судам, выдворяя человека из России, подходить более вдумчиво. Есть ведь такое понятие "дух и буква закона".— Безусловно! Но для этого надо провернуть маховики законодательной машины. Или обратиться к президенту РФ. Эту ситуацию надо срочно решать.

Да, проблема миграционной политики у нас стала «кричащей». Но решать ее надо аккуратно. Хотя, думаю, здесь очевидно, что правило «Защищал Россию — получил гражданство» должно быть железобетонным и выполнятся моментально. Что может быть выше готовности отдать жизнь за страну?

— Думаю, что законодательство в миграционной сфере в настоящей момент отстает от требований жизни, и хотя оно регламентирует порядок временного пребывания в России лиц, заключающих или заключивших контракт с Министерством обороны РФ, я не нашел никаких особенностей для участников СВО, — говорит адвокат и общественный деятель Дмитрий Аграновский.

— Вероятно, суд, принял формальное решение, которое может быть обжаловано в апелляции. В этом смысле хорошо, что представители Главного управления МВД взяли ее на свой контроль. Однако, поскольку, ситуация повторяется далеко не в первый раз, налицо системная проблема в законодательстве, которую необходимо срочно решать. Надеюсь, органы власти или кто-то из депутатов Госдумы предложит решение.

«СП»: А каким оно может и должно быть?

— Думаю, что участники боевых действий вообще не должны подвергаться выдворению, тем более, в недружественные страны…

— Случай с добровольцем из Молдавии — прямо-таки кафкианское противостояние человека и бездушной бюрократической машины, — убежден экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.

— К сожалению, это далеко не первый подобный случай. Ещё в 2015 году иностранные добровольцы, приезжавшие в ДНР и ЛНР, сталкивались с претензиями со стороны российских миграционных органов и выдворялись из страны - здесь можно вспомнить английского добровольца Интербригад Бена Стимсона, впоследствии приговоренного в Британии к пяти с половиной годам лишения свободы.

Бюрократическая машина слепа. Ужесточение миграционной политики, которого жаждут многие граждане России, как ни странно, сказывается на друзьях нашей страны, а подозрительные иностранцы с непонятной лояльностью из Средней Азии обходят барьеры.

Они неплохо знают миграционные требования, и, в отличие от бойцов на передовой, имеют время на их исполнение, а также на то, чтобы найти связи, облегчающие контакты с "нужными людьми". Они без особых проблем, спустя непродолжительное время, получают гражданство РФ. А многие иностранные добровольцы первой волны, наоборот, российский паспорт ждали годами.

Эти вопросы требуют немедленного решения. И в случае Геннадия Федько — это не фигура речи.