Расходы на обслуживание дамб и плотин могут вырасти
С 1 сентября 2024 года в России начал действовать рискориентированный метод оценки безопасности гидротехнических сооружений (ГТС). Бизнес избавили от обязанности разрабатывать индивидуальные планы эксплуатации таких сооружений, следует из поступившего в редакцию ответа Ростехнадзора. Вместо этого ввели единые федеральные нормы, а собственникам опасных объектов вменили в обязанность утверждать план их техобслуживания. Кто и как будет следить за безопасностью больше чем двадцати тысяч ГТС в России, сколько это стоит и что будет с тысячами бесхозных объектов, узнала «Парламентская газета».
Сооружения высокой опасности
Гидротехнические сооружения — это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники. Важнейший и наиболее распространенный тип ГТС — плотина, их строят на реках, озерах и даже морях для поднятия уровня воды, чтобы наиболее эффективно использовать ее потенциал.
В России, по данным Ростехнадзора, функционируют больше двадцати тысяч ГТС, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Большинство, почти 19 тысяч, относятся к ГТС водохозяйственного назначения, 792 используют промышленные предприятия, 418 — объекты энергетики. Больше четырехсот ГТС имеют высокий и чрезвычайно высокий классы опасности, почти восемь тысяч отнесены к среднему классу опасности, остальные — к низкому.
Прорывы плотин и дамб происходят регулярно. В начале августа 2024 года в Бурятии произошел прорыв дамбы на Хонхолойском водохранилище и подтопление федеральной дороги «Байкал», повреждены три моста. В Карелии 29 июля размыло временную плотину с мостом на шлюзе Беломорско-Балтийского канала, несколько человек погибли. В результате разрушения гидроагрегата на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году произошла катастрофа, жертвами которой стали 75 человек. В октябре 2019 года 15 человек погибли после обрушения дамбы на реке Сейбе в Красноярском крае. В том же году больше десяти тысяч жилых домов подтопило в иркутском Тулуне из-за прорыва дамбы на реке Ия, погибли 26 человек.
Кто в ответе за большую воду
Причины трагедий разные. В Иркутской области к наводнению привели затяжные ливневые дожди и неправильная вырубка лесов, правда, местные жители грешили на строителей гидротехнических сооружений на реке. Власти Красноярского края уже прямо сообщали о «немыслимых нарушениях» при создании дамбы, она не была зарегистрирована. Под следствие попали трое человек. Для сравнения, на днях стало известно, что в Северной Корее из-за постигших страну наводнений с человеческими жертвами своими жизнями заплатили до тридцати чиновников. Их казнили с формулировкой за «неспособность предотвратить ущерб, нанесенный наводнениями».
В 2021 году в рамках так называемой регуляторной гильотины, то есть снижения нагрузки на бизнес, кабмин внес в Госдуму законопроект, призванный исключить «избыточные требования при проектировании, строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений». Документ приняли в прошлом году, он вступил в силу 1 сентября 2024 года.
Собственнику ГТС больше не нужно получать разрешение на его эксплуатацию — использовать плотину можно при наличии утвержденной декларации безопасности. Кроме того, из обязанностей владельца исключили разработку и согласование с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС, взамен которых ввели новый документ — федеральные нормы и правила. Этот документ установил обязательные требования к обеспечению безопасности ГТС различного назначения, сообщили нашему изданию в ведомстве.
Владельцы сооружений обязаны ежегодно утверждать план техобслуживания и текущего ремонта оборудования, обеспечивать объект средствами измерения, связи, освещения и сигнализацией, формировать график тренировок сотрудников, немедленно устранять возникающие повреждения.
Цена спокойствия
Ликвидировать старую плотину можно только в соответствии с ее проектом и декларацией безопасности, следует из нового закона. Если владелец сооружения неизвестен, ведомство разработает план мероприятий по безопасности на пять лет. Следить за безопасностью будут аттестованные Ростехнадзором эксперты, которые должны сдать квалификационный экзамен.
Административную нагрузку на бизнес снизили, при этом удалось не потерять самого главного — безопасность, считает первый зампред Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Измененная классификация ГТС, по его словам, позволит более эффективно реализовать рискориентированный подход к осуществлению госнадзора, обеспечив учет технического состояния ГТС. А главное — реальной текущей ситуации, а не условий, существовавших в период проектирования, например, появления застройки в пойменной части ниже гидроузла.
Обязанностей у владельцев ГТС не стало больше, подтвердил первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Формулировки прежних правил, по его словам, позволяли собственникам не сильно погружаться в процессы обслуживания ГТС, что, безусловно, сказывалось на безопасности работы этих сооружений.
Годовое обслуживание плотины в Орске, где в этом году случилась трагедия, оценивалось примерно в 2,5-3 миллиона рублей, рассказал «Парламентской газете» Андриевский. В последние годы расходы были сокращены почти вдвое, что также стало составляющим фактором произошедшего прорыва, уверен эксперт. По новому закону собственникам ГТС придется провести обследование плотин. Такие услуги стоят около 400 тысяч рублей.
Дальнейшие расходы будут зависеть от состояния объекта и выявленных проблем, продолжил эксперт. Речь может идти о многомиллионных суммах. «Для муниципальных бюджетов, на которые в основном ляжет ответственность за ремонт ГТС, это очень серьезная статья расходов, поэтому местные власти будут стараться включать ГТС в федеральные программы, — считает Иван Андриевский. — В 2024 году на ремонт гидротехнических сооружений заложили 1,6 миллиарда рублей. Не исключаю, что по итогам обследования ГТС по новым правилам бюджет придется увеличить».
Плотине нужен хозяин
В России — больше трех тысяч бесхозных ГТС, говорил при рассмотрении законопроекта в Госдуме в 2021 году замруководителя Ростехнадзора Александр Демин. За их безопасностью ведомство следит совместно с властями регионов. Как правило, эти объекты созданы самовольно, с нарушением всех существующих требований, отметил Демин.
Каждый год сотни ГТС выводят из тени: либо ставят их на баланс, оформляя необходимые документы, либо сносят по всем правилам. Но находят и новые бесхозные объекты, в том же 2021 году их выявили около пятисот.
Предотвратить большую беду поможет постоянное наблюдение состояния ГТС — даже если у объекта нет закрепленного владельца, делать это необходимо, сказал нашему изданию член научно-технического совета при Минстрое, доцент Московского государственного строительного университета Сергей Залетов. Залог безопасной эксплуатации, по его словам, в своевременном обнаружении дефектов, которые можно устранить, не дожидаясь беды. Новый закон в том числе обязывает к этому собственников плотин.