Красноярские фермеры боятся разорения из-за роста экспортных пошлин
Обновлено в 21:20
Россия с 1 сентября 2024 года сняла запрет на экспорт рапса, действовавший 2,5 года, и ввела на него повышенную вывозную пошлину в 30%, но не менее 165 евро за тонну, сообщает правительство. Ограничение действовало по всей России. Но для регионов Сибири сделали исключение — все это время им позволяли отправлять урожай в Китай с пошлиной в 6,5%. Прибыль от этого позволила производителям вложиться в бизнес: обновить технику, построить склады, взять лизинговые кредиты. Но теперь пошлины резко выросли, а переработать все сырье в регионе не получится, придется продавать его за бесценок, рассказывает директор и соучредитель одного из сельскохозяйственных предприятий в Красноярском крае Павел Вернейчик.
Павел Вернейчик директор и соучредитель одного из сельскохозяйственных предприятий в Красноярском крае «У нас в регионе нет переработки. То есть мы производим около 500 тысяч тонн в Красноярском крае, а перерабатывается, по данным прошлого года, 35 тысяч тонн. Переработки нет, и сейчас переработчики уже предлагают цену, равную нашей себестоимости. А мы еще урожай, по сути, убирать не начали. Как только предложение на рынке еще увеличится, цена упадет, и мы будем вынуждены продавать свою продукцию ниже себестоимости, зафиксировать убытки, получить просрочки по лизинговым платежам. Ну и в целом, я думаю, что при сохранении такой ситуации в течение года-двух большинство из нас просто закроются. Было кредитование даже льготное, но с льготным кредитованием связаны большие проблемы, потому что практически у всех есть просрочки по лизингам. А взять кредит под 30% нам просто экономика не позволяет. То есть у нас марж-анализ сейчас существенно ниже, нам просто отдавать будет нечем».
В региональном Минсельхозе по обращению фермеров помочь не смогли. Решили, что проблема не массовая. А в федеральном ведомстве сказали, что без запроса от регионального ничего предпринять не могут. Коллективное письмо подписали уже 40 человек. В Красноярском крае планируют ввести перерабатывающий завод, но пока только в 2026 году. Фермеры предлагают сохранить для них низкие пошлины для экспорта хотя бы до того, как начнет работать завод.
Хотя, как считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, у переработки рапса в стране перспектив мало, так как экспортируется он для производства биодизельного топлива. А этим в России не занимаются.
Аркадий Злочевский президент Российского зернового союза «Системные подходы у министерства сейчас простые: надо пополнять бюджет, это никакого отношения к стимулированию и развитию сельского хозяйства не имеет. Сейчас наблюдаются рекордные показатели по государственной поддержке, но при этом половина этой государственной поддержки формируется за счет поступления от пошлин».
В Масложировом союзе России, напротив, считают, что переработчики смогут справиться со всем объемом сырья. При этом получится нарастить экспорт рапсового масла, который по итогам года сможет вырасти на 30-40%. В России производственных мощностей достаточно — надо просто перевести сырье в другой регион, считает исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
Михаил Мальцев директор Масложирового союза России «В текущей ситуации в целом по России наблюдается значительное превышение перерабатывающих мощностей над сырьем, и говорить об отдельных регионах, у которых объем производства сырья больше, чем объем переработки, наверное, не очень корректно, необходимо рассматривать это в балансе именно всей страны, потому что у нас те регионы, которые не имеют переработки, являются поставщиками сырья для регионов, в которых переработка значительно превышает объем производства сырья. Ни о какой стоимости логистики в размере половины стоимости сырья речи не идет. Безусловно, это тысячи рублей на фоне стоимости сырья под 40 тысяч рублей на сегодняшний день. Конечно, наши переработчики не смогут конкурировать с ценой Китая. Это, конечно, серьезно ударит — это почти 10% объема производства рапса вообще. С учетом высокой конкуренции за сырье, большая часть выручки, которую получают перерабатывающие предприятия за масло и шрот, будет транслирована на уровень производителя сырья».
По мнению союза, из-за низких ставок пошлины на экспорт фермеры в Сибири все эти годы получали сверхприбыль. Но лишать ли их ее — должен распорядиться регулятор. На запрос Business FM в Минсельхозе ответили следующее:
«В России ограничения на экспорт семян рапса действуют уже несколько лет в рамках системной меры, направленной на наращивание объемов переработки семян масличных культур и дальнейшего экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. До сентября 2024 года экспорт семян рапса был запрещен. Единственным «окном», через которое можно было вывозить рапс, являлся пункт пропуска Забайкальск на границе с Китаем. С учетом изменений в законодательстве Российской Федерации, позволяющих гибко настраивать таможенно-тарифную политику, исходя из особенностей отдельных субъектов нашей страны, было принято решение о переходе с 1 сентября 2024 года от запрета экспорта к экспортной пошлине. В дальнейшем планируются к принятию решения об освобождении от уплаты повышенных пошлин для рапса, выращенного в субъектах Российской Федерации, где есть дефицит перерабатывающих мощностей. В случае поступления соответствующего обращения от правительства Красноярского края Минсельхоз России готов рассмотреть принятие такой меры для данного региона».
При этом, уточнили в ведомстве, необходимо учитывать потребности в сырье других субъектов Сибирского федерального округа — так, масштабные проекты по переработке масличных культур уже реализованы в Алтайском крае и Омской области.