Войти в почту

Hello от Малайзии, новый шанс для Ту-214 и как "продавали" на экспорт промпарки

Что обсуждали представители Татарстана на ВЭФ-2024

Hello от Малайзии, новый шанс для Ту-214 и как "продавали" на экспорт промпарки
© Реальное время

"Узбекистан заинтересованно подошел к нашему проекту [речь о технопарке "Чирчик" в Ташкентской области]), предоставил налоговые льготы [резидентам]. Но Таджикистан, например, задает вопросы. И другие страны — тоже", — рассказывала на панельной сессии Восточного экономического форума депутат Госдумы Альфия Когогина о необходимости вкладываться в "экспорт" промпарков в страны СНГ. В это время Рустам Минниханов договаривался с премьер-министром Малайзии Анваром Ибрагимом о расширении товарооборота, а ГТЛК подписала "оффер" на поставку более 40 самолетов Ту-214, производимых в Казани, что можно расценить как новый шанс встать на крыло. Подробнее — в материале "Реального времени".

Русские медведи и азиатские драконы

Общая экспозиция Восточного экономического форума — 2024 подстраивалась под азиатскую тональность. Где-то в начале выставочного коридора стенд "Аэрофлота" украшала иллюстрация бурых медведей, в другом конце можно было встретить светящуюся инсталляцию оленей на темно-синем фоне полярного сияния, а резидент "Сколково" вывесил над собой постер с амурским тигром. В этом "таежном духе" концепции можно было уловить перекличку с азиатскими тиграми и китайскими драконами, которые символизируют восхождение Азии на мировом экономическом небосклоне.

На ВЭФ-2024 приехали делегации Китая, Индии, Малайзии. Не отстают и другие страны Юго-Восточной Азии, которые становятся важными партнерами России в построении новых торговых цепочек. Если следовать "таежному" духу концепции, то Татарстан мог бы, к примеру, привезти инсталляцию белого барса и органично бы вписался "в тему".

Однако республика предпочла строгую деловую форму: стенд был выполнен в сочетании зеленого и серого цветов. Его окружали эффектные девушки в атласных красных платьях–кимоно, с уложенными при помощи китайских шпилек волосами. Гостей они приглашали на предстоящий "китайский" форум "РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество", который пройдет в ноябре, сразу после саммита БРИКС.

"Сам лично будет Рустам Нургалиевич?"

— На ВЭФ мы представляем стенд для презентации инновационного, инвестиционного, промышленного и торгово-экономического потенциала Татарстана, — передает телеграм-канал Агентства инвестиционного развития слова главы Талии Минуллиной. — Правительство республики проведет целый ряд встреч по вопросам развития логистических сетей. В Татарстане несколько проектов в этом направлении, один из самых масштабных — строительство логистического комплекса им. Дэн Сяопина. Кроме того, участники ВЭФ в большинстве своем активно работают с Востоком и будут заинтересованы попасть на наш форум "РОСТКИ" в ноябре этого года.

Еще до приезда Рустама Минниханова стенд посетил глава "Дом.РФ" Виталий Мутко. "А будет ли шеф? Сам лично будет Рустам Нургалиевич?" — спросил он у тех, кто оказался в этот момент возле стенда. Услышав утвердительный ответ, последовал дальше.

Ближе к обеду Рустам Минниханов встретился на полях форума с премьер-министром Малайзии Анваром Ибрагимом. Судя по тому, каким горячим оказалось рукопожатие, встреча оказалась долгожданной.

— Наша последняя встреча прошла в очень дружественной атмосфере. Вы вдохновили нас, чтобы мы приехали сюда с большой делегацией, — отметил малайзийский гость.

В ответ раис республики заметил, что приоритетом для Татарстана является торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. И напомнил: объемы товарооборота остаются небольшими — всего $61 млн, хотя за год успели вырасти в 5,5 раза.

— Татарстан, как экспортно-ориентированная республика с мощным промышленным потенциалом, готов поставлять самый широкий спектр продукции, — сказал Рустам Минниханов.

"Пока это штучный товар", или Как построить парки в странах СНГ

Тем временем на панельной сессии ВЭФ-2024 развернулась дискуссия о продвижении на восток российского предпринимательства. Первый зампред Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Альфия Когогина убеждала вкладываться в "экспорт" промпарков в страны СНГ. По ее мнению, в программы Минпромторга нужно заложить расходы на строительство инфраструктуры промпарков в странах СНГ. И в качестве примера привела опыт работы технопарка "Чирчик" в Узбекистане, который был создан при личном участии Рустама Минниханова и президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. Административный совет технопарка возглавил премьер-министр Узбекистана.

— "Чирчик" — наиболее развитый из всех российских промпарков за рубежом. На старте проекта власти Узбекистана вложили $22 млн, а со стороны России — это управление проектом, привлечение резидентов, маркетинг, разработка стиля и полное администрирование проекта. Первыми резидентами стали именно российские компании, которые имели планы по выходу на этот рынок и таким образом облегчили себе продвижение. Сегодня работают 29 резидентов, среди которых есть резиденты из Кореи, Германии. Сейчас его площадь — 52 тыс. кв. м и до конца года вырастет до 73 тыс. кв. м, — рассказала она.

По ее данным, за полтора года на каждый вложенный рубль в Узбекистане был получен один рубль добавленной стоимости в России.

По словам Когогиной, при участии республики в Узбекистане работают два технопарка: "Чирчик" и "Джизак", еще один строится в Навои. В планах — построить по одному промпарку в Азербайджане и Таджикистане. Все парки являются браунфилдами*, созданы на пустующих неработающих объектах. Но власти других стран СНГ не торопятся вкладываться в инфраструктуру.

— Узбекистан заинтересованно подошел к проекту и, кроме инвестиций, предоставил налоговые льготы на уровне свободных экономических зон, льготные кредиты ниже на 5%, чем обычные коммерческие кредиты, таможенные льготы с отсрочкой платежа на 120 дней, есть компенсация транспортных расходов и отсрочка по арендным платежам до момента запуска производства, — рассказала Когогина. — Но пока это штучный товар. Узбекистан взял на себя 100 процентов капитальных затрат, но не во всех странах это возможно. Таджикистан задает вопросы, другие страны — тоже.

По ее словам, нужно определить источники финансирования, приоритетные страны, приоритетные отрасли, которые пойдут в парки. Устанавливать критерии к паркам, управляющим компаниям, резидентам, упаковывать в проект, который позволил бы выполнить задачу по увеличению экспортной составляющей малого и среднего бизнеса, предложила она. По мнению участников сессии, в промпарках можно развивать кооперацию с КНР.

Глава Центра научно-технического и торгово-экономического сотрудничества "Вейлай" Се Вэйдун согласился, что у этой идеи есть перспективы. По его словам, Китай переполнен технопарками, производство выше, чем внутренний спрос.

— Китайцы ищут новые рынки, потому что внутри страны сильная конкуренция. Вчера общался с производителями лифтов. Те жалуются, что из-за высокой конкуренции внутри страны прибыль производителей лифтов упала, поэтому они ходят выйти в страны СНГ. Тысяча юаней — это очень мало, — посетовал он.

Коммерческий директор Дальневосточного морского пароходства Денис Канатаев заверил, что логистические операторы смогут обеспечивать доставку грузов.

— FESCO имеет движение из порта Владивосток в страны Юго-Восточной Азии, запущено 11 судов. В прошлом году запустили сервис до Санкт-Петербурга, на рейсе работают шесть морских судов. На базе порта в Хошимине организован региональных хаб для приема контейнерных грузов из других стран — Малайзии, Мьянмы, Сингапура, — перечислил возможности Канатаев.

ГТЛК готова приобрести 41 самолет Ту-214 с поставкой до 2032 года

Днем стало известно о новых возможностях татарстанских авиастроителей. ГТЛК готова приобрести 41 дальнемагистральный самолет Ту-214, которые собираются на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова (филиал "Туполева").

Партия лайнеров в таком количестве вошла в пакетное соглашение ГТЛК и ОАК, подписанное сегодня утром в рамках Восточного экономического форума — 2024, сообщили "Реальному времени" в пресс-службе ГТЛК. Всего ГТЛК и ОАК договорились приобрести 238 воздушных судов российского производства. Среди них — 132 самолета SJ-100, 65 самолетов Ил-114-300 и 41 Ту-214, отмечается в сообщении ГТЛК. Соглашение о намерениях подписали гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих и глава ОАК Юрий Слюсарь.