Международному дискуссионному клубу «Валдай» – 20 лет: что изменилось и какую роль играет клуб в формировании нового мирового порядка
В сентябре 2004 года в Великом Новгороде состоялось первое заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Какой путь он прошел за эти 20 лет, телеканалу «МИР 24» рассказал председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий.
Давайте для начала уточним: юбилейное, 20-е заседание клуба «Валдай» состоялось в прошлом году, а 20 лет исполнилось только сейчас. Как так получилось?
— Это чисто арифметическая штука, вы сами понимаете, да? Чтобы вам принять три таблетки с промежутком в час, как известно, нужно два часа.
В любом случае, «Валдаю» исполнилось уже 20 лет. Как возникла идея создания такого клуба и насколько она себя оправдала?
— Валдайский клуб возник, когда в начале 2000-х годов мы все почувствовали некоторого рода подъем России. Тогда появилось очень много надежд и было большое внимание к нашей стране. И на фоне этого возник Валдайский клуб, как своего рода инструмент для того, чтобы компетентные российские эксперты рассказывали коллегам из других стран о России, отвечали на их вопросы, задавали в свою очередь свои вопросы. Таков был исходный замысел. И некоторое время он работал, и работал хорошо. Но по мере укрепления России стало ясно, что Валдайский клуб должен сосредоточиться не только и не столько на представлении России, сколько на том, чтобы то международное экспертное сообщество, которое создавалось вокруг Валдайского клуба, с одной стороны, принимало бы участие в обсуждении наиболее актуальных вопросов международной повестки дня, а с другой стороны, возможно, даже и формулировало бы эту повестку дня, с тем чтобы просто эксперты из других стран, со всего мира, могли это дело обсуждать. Грубо говоря, это интеллектуальная организация. И, на мой взгляд, Валдайский клуб проявил себя довольно качественно. Это непредвзятое интеллектуальное сообщество, где очень много экспертов со всех стран мира, и в этом особенность клуба «Валдай» и основа некоторой устойчивости и продуктивности.
Первое заседание клуба, прошедшее в Великом Новгороде, фактически на озере Валдай, давшем ему это имя, было посвящено теме «Россия на рубеже веков: надежды и реалии». Как бы вы сформулировали самую актуальную тему для «Валдая» сегодня?
— Самая актуальная тема, которой сейчас мы занимается, – как нам достичь справедливого, устойчивого, мирного развития в этом мире, а также думаем о формировании нового мирового международного порядка, который был бы справедлив, эффективен для всех и создал бы прочную основу устойчивого развития. Это, наверное, самый важный вопрос, который всех волнует. Он, конечно, разбивается на массу всяких подтем. Это касается и безопасности, и экономики, и технологий, и климата, и здоровья в том числе. Но в целом самый главный вопрос – как нам сформировать такой международный порядок, в котором было бы комфортно и удобно всем.
С 2004 года в работе «Валдая» приняли участие более тысячи представителей международного научного сообщества из 85 стран. Насколько значительными были эти интеллектуальные силы?
— Это очень интересные, глубокие люди. Это политики и академические круги из самых разных стран. Это достойные люди, которые занимают достойное положение в интеллектуальных элитах своих стран. И даже, я бы сказал, в мировой интеллектуальной элите. И мы очень ценим их участие. И более того: без их участия, без творческого взаимодействия российских и нероссийских экспертов, трудно было бы рассчитывать на какой-то интеллектуальный успех.
За прошедшие годы и в России, и в мире произошли огромные изменения. Как они повлияли на клуб? Насколько сильно «Валдай 2004» отличается от «Валдая 2024»?
— С одной стороны – это Валдайский клуб, поэтому в этом смысле преемственность соблюдается. С другой стороны, клуб развился. И примерно десять лет назад был обозначен такой очень важный момент, как поворот на Восток. И, как следствие, значительно усилилась составляющая экспертов из всей Евразии, прежде всего, конечно, из Азии. Сейчас мы видим такой же рост экспертов из Африки. И вообще, я могу сказать, что диверсификация исследователей, способность объединить исследователей из Латинской Америки, и из Африки, и из Азии – в этом мы видим большое достоинство «Валдая». В этом смысле, это его органическое развитие. Но кроме того, идет бесконечный и понятный процесс обновления, потому что появляются новые молодые люди, они растут. За 20 лет, понятно, кто-то стал более пожилым, кто-то, увы, не с нами. Но зато прибавляются новые эксперты, новые интеллектуальные силы.
А что можно назвать самым важным достижением «Валдая» за эти 20 лет?
— Важным достижением является то, что почти за все наши бумаги, за все наши доклады, за тот интеллектуальный продукт, который делает Валдайский клуб, не стыдно и сейчас. Что бы мы ни взяли, о многих вещах, увы и ах, Валдайский клуб предупреждал. Много говорили о том, что мировая безопасность и мировая справедливая безопасность важны как воздух, а это требует очень ответственных шагов. К сожалению, многие вещи элитами разных стран, прежде всего западных, были проигнорированы. Но вместе с тем та интеллектуальная продукция, которую [мы] производим на «Валдае», – за нее не стыдно. Ее можно сейчас читать. Возможно, иногда это не так интересно, как было 10 или 15 лет назад, но и сейчас это достойные документы, которые дают возможность проследить, как развивалась и менялась международная политическая мысль и международная социальная мысль. Это довольно любопытно.
Последний вопрос традиционно о творческих планах. Каким вы видите ближайшее будущее международного дискуссионного клуба «Валдай»?
— «Валдай» будет следовать по тому пути, который выработался. И конечно же, Валдай будет и дальше пытаться наладить диалог со всеми теми экспертами, которые готовы разговаривать, которые готовы судить непредвзято, трезво – но совершенно необязательно так же, как и мы. Люди должны быть разной точки зрения, в состоянии ставить разумные вопросы и искать на них честные ответы. Поэтому будет очередная, надеемся, большая Валдайская конференция в этом году. Будет и Ближневосточная конференция, много еще мероприятий. Мы недавно провели довольно интересную встречу в Танзании. Надеемся, что с Африкой у нас будут развиваться отношения. Там интересно, очень перспективно, там много новых экспертов, и мы с большим удовольствием с ними общаемся. И надеюсь, что сумеем еще какое-то время продолжать заниматься интеллектуальными изысканиями в области современного мира, его безопасности, развития, тех проблем, которые в нем присутствуют.