Эксперты: Предпосылок для внезапного роста цен на бензин осенью нет
В сентябре цены на бензин будут плавно расти в пределах годовой инфляции. Как отметили опрошенные "РГ" эксперты, планируемый прирост - менее 1% в месяц. Однако достичь такого значения будет непросто, так как динамика потребительских цен на нефтепродукты за август уже достигла официального потолка инфляции (5%), заявил Юрий Станкевич, заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы. Цены на дизельное топливо прогнозируются ниже годовой инфляции.
По мнению Александра Фролова, заместителя генерального директора Института национальной энергетики, осенью популярные марки бензина - АИ-95 и АИ-92 - возьмут под государственный контроль.
В сентябре ожидается замедление роста розничных цен на бензин, сообщает Сергей Кауфман, аналитик ФГ "Финам". Общий прирост за месяц составит не более 0,3-0,5%. Рост стоимости дизеля к концу сентября будет в районе 0,2-0,3%. Однако стоимость потребительских цен ДТ может превысить цены на бензин в конце осени из-за традиционно тяжелого для России перехода на зимний дизель, полагает аналитик.
В июне эксперты прогнозировали, что бензин марок АИ-92 и АИ-95, а также дизель будут дорожать на 0,5-0,8% каждый месяц, если не будет стрессовых ситуаций. Однако в августе биржевые цены на бензин марки АИ-92 серьезно поднялись в сравнении с июньской статистикой - с 47 229 до 58 448 рублей за тонну. Цены на бензин марки АИ-95 выросли с 53 016 до 72 110 рублей за тонну, а цены на летнее дизельное топливо поднялись незначительно - с 60 356 до 61 691 рублей за тонну. В среднем потребительские цены на бензин в августе составили 57,67 рублей за литр. Цены на дизельное топливо выросли до 66,71 рублей за литр.
Основной пик роста цен в летний период пришелся на июнь и июль, когда маржинальность топлива резко упала, объясняет Радик Саитов, коммерческий директор консалтинговой компании "ОМТ-Консалт". Рост цен на АЗС за весь летний период составил +5,1% для АИ-92, +5,8% для АИ-95 и +2,1% для ДТ. В августе рост розничных цен замедлился на фоне стабилизации котировок на Санкт-Петербургской Международной Товарно-Сырьевой Бирже (СПбМТСБ). В то же время на фоне летнего роста оптовых цен сильно снизилась маржинальность высокооктанового бензина, в частности марки АИ-95. Из-за этого большая часть заправок продает такой бензин в убыток.
Основными причинами роста цен на бензин в августе и сентябре станут высокий уровень логистических затрат, снижение маржинальности (доходности) топлива в рознице и дефицит бензина марки АИ-95, отмечает Саитов. Одной из причин нехватки премиум бензина является плановый ремонт НПЗ, который затянулся в связи с санкционными ограничениями на поставку запчастей для оборудования на заводах.
Фролов указывает, что кризис бензина А-95 возник в том числе в связи с закрытием ряда аэропортов в южных регионах страны в период пикового спроса на данный вид топлива. В результате серьезно увеличился спрос и упала выработка топлива. Также на рост цен влияют проблемы с транспортировкой бензина по железной дороге, отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. Владельцы АЗС знают об этой проблеме и активно покупают топливо про запас, что приводит к росту стоимости бензина на бирже.
На данный момент пик кризиса был преодолен - период отпусков закончился, а на большей части НПЗ уже завершен ремонт. А введенный запрет на экспорт топлива помогает насытить рынок бензином марки АИ-92, считает Станислав Митрахович, научный сотрудник Финансового университета, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. Однако тот же запрет никак не влияет на рост стоимости бензина АИ-95, так как данная марка не экспортируется на внешний рынок. Цены на премиум бензин могут сохранять рост до октября, так как в это время люди продолжают ездить на курорты в связи с относительно теплой погодой. Оптовые цены на бензин могут продолжить рост из-за увеличения уровня инфляции в стране и роста котировок нефти. В случае сохранения высоких биржевых котировок рост потребительских цен на бензин может продолжится, но темпы роста будут не более 0,5 -1% в месяц, считает Саитов.
Оптовые цены на дизель могут расти в связи с началом сезона сельскохозяйственных работ. Несмотря на это, аномальной динамики изменения розничных цен на дизельное топливо в этом году не будет, заявляет Фролов. Это связано с тем, что в стране производится дизеля в два раза больше, чем потребляется. В прошлом году из 88 млн тонн произведенного топлива объем потребления составил 44 млн тонн. В этом году сохраняется подобный профицит дизеля. При переходе с летних сортов дизеля на зимние последние могут некритично вырасти в цене из-за проблем с логистикой, указывает Алексей Торгашев, старший трейдер "Альфа-Синтез". Топливо могут произвести, но из-за нарушений сроков доставки возникают локальные перебои, которые приводят к повышенному спросу и росту цен, объясняет эксперт.
Никаких предпосылок к внезапному сильному росту цен на топливо в осенний период нет, считает Александр Фролов. Производство стабилизировалось, производится больше топлива, чем потребляется, решается проблема с логистикой. Возможные проблемы - это внеплановые ремонты НПЗ в связи с атакой БПЛА, перебои в работе железных дорог по приему и доставке топлива или внезапный аномальный рост спроса на бензин и дизель. Также на рост цен на бензин и дизель могут повлиять растущие котировки нефти на мировом рынке и снижение размера демпферных выплат для нефтяных компаний, отмечает Саитов. На данный момент у заправок есть резервные запасы топлива, которые в купе с перепроизводством дизеля и бензина помогут купировать возможный резкий рост цен. А вероятность изменения демпферных выплат в текущий момент очень мала.