МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Ограничения на импорт российских алмазов весом от 0,5 карата, а также синтетических бриллиантов в страны G7 и ЕС вступили в силу 1 сентября. Опрошенные ТАСС эксперты отмечают, что запрет создаст "волновой эффект" на мировом рынке алмазов.
С 1 января 2024 года вступили в силу ограничения на импорт российских алмазов и бриллиантов весом от 1 карата в страны G7 и ограничения на поставки алмазов в Евросоюз. С 1 марта 2024 года к ввозу в ЕС и G7 были запрещены бриллианты от 1 карата, ограненные из российских алмазов в третьих странах. Теперь эмбарго расширяется и затрагивает алмазно-бриллиантовую продукцию из России весом от 0,5 карата, а также синтетические бриллианты.
Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков отмечает, что запрет на ввоз российских алмазов и усложнение процедуры документооборота однозначно создадут "волновой эффект" на мировом рынке алмазов. "Ожидается повышение цен, сокращение предложения и динамика перенаправления поставок. Компании будут вынуждены адаптироваться к новым условиям, что может временно замедлить их операционную деятельность", - считает он.
Эксперты напомнили, что ранее ЕС на 6 месяцев, до 1 марта 2025 года, отложил введение обязательной системы отслеживания импорта необработанных и ограненных природных алмазов российского происхождения в страны сообщества. Система должна была заработать с 1 сентября 2024 года. "Введение системы отслеживания происхождения алмазов в марте лишь увеличит давление на рынок, усилит потребность в прозрачности и соблюдении новых стандартов", - считает Кабаков.
Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов считает, что пока что нет ответа на вопрос, как можно технически организовать систему сертификации алмазов на мировом уровне. "Использование цифровых технологий для сертификации алмазов является дорогостоящим проектом, реализация которого потребует несколько лет. Предлагаемые процессы сертификации неизбежно приведут к росту издержек производителей. Если предположить, что ряд стран откажется от использования российских алмазов и бриллиантов, произведенных из российских алмазов, то российские камни могут быть реализованы на рынках, где не будет ограничений против российских поставщиков", - рассказал он. По словам Красноженова, емкость этих рынков сбыта вполне позволяет продать объемы алмазов, добываемых в РФ. "Следует отметить, что конечный спрос на ювелирную продукцию с бриллиантами, несмотря на замедление или снижение в некоторых регионах с высокой базы, остается выше уровней до пандемии, в то время как добыча алмазов в мире упала на 20% в связи с истощением ресурсной базы", - добавил он. Кабаков также отметил, что в долгосрочной перспективе рынок адаптируется к изменениям, что может стимулировать внедрение новых технологий и поиск более устойчивых решений в добыче и производстве алмазов.