"Лучше, чем везти из Ирана": Татарстан предложил Туркменистану цементный бартер
Проблему международных расчетов республика хочет решить за счет поставок цемента — Ашхабад не против
"Третий год подряд дефицит цемента, мы уже четыре баржи из Ирана привезли. Может, посмотреть вопрос по взаимозачету цементом?" — предложил сегодня коллегам из Туркменистана решить проблему международных межбанковских расчетов с помощью бартера вице-премьер — глава Минпромторга РТ Олег Коробченко. Иностранные партнеры не могут рассчитаться с татарстанскими из-за ограничений своего ЦБ ввиду угрозы западных санкций. Пути выхода из ситуации и новые совместные проекты стороны обсуждали сегодня в Казани в рамках девятого заседания совместной туркмено-татарстанской рабочей группы.
Геополитика повлияла на товарооборот с Туркменистаном
Каждая сторона проводит заседания группы по очереди, в этот раз гостей из Ашхабада принимала Казань. Обсудили 12 вопросов по сотрудничеству в ключевых отраслях экономики: нефтегазовом комплексе, машиностроении, сельском хозяйстве, медицине, спорте, туризме и других сферах. Министр финансов и экономики Туркменистана Сердар Джораев отметил, что торговые и экономические отношения его страны и Татарстана укрепляются, но не в тех объемах, что прежде:
— Геополитические риски, а также санкции, которые выставлены против банковской структуры Российской Федерации, повлияли на некоторое снижение межторгового оборота между нашими хозяйствующими субъектами. Хотя в 2023 году межторговый оборот увеличился на 13,4% по сравнению с 2022 годом и составил $52,3 млн, в основном за счет роста импорта продукции Татарстана в Туркменистан. Хотел бы отметить, в 2019—2020 годах наш межторговый оборот был в два раза выше этого объема. Считаем важным активизировать наши взаимоотношения, рассмотреть возможные механизмы, реформы торговых отношений и взаиморасчетов.
По его мнению, стороны имеют огромный потенциал в развитии многих отраслей. Немаловажную роль сыграли визиты лидеров Туркменистана и Татарстана. Достигнуты договоренности по взаимодействию в различных секторах экономики.
— Да, в 2023 году объем товарооборота увеличился, но в этом году мы видим, что тенденция идет на снижение. Мы сейчас с вами проговорили, есть кое-какие вопросы, которые нужно обсудить на высшем уровне. Но все равно наши культурные отношения, наши встречи благоволят тому, чтобы и экономические отношения улучшались, — заявил татарстанский вице-премьер — министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко.
Туркменистан не может рассчитаться с "Татнефтью" и СК "Ак Барс"
Более предметно о сотрудничестве и возникших проблемах говорили татарстанские промышленники. Директор филиала ПАО "Татнефть" в Туркменистане Ильдар Бурганов рассказал о причинах снижения производства. С 2010 года татарстанские нефтяники оказывают услуги зарубежным коллегам по повышению добычи нефти, сейчас работают на месторождении Готурдепе. За счет более 330 геолого-технических мероприятий дополнительно было добыто более 760 тысяч тонн нефти. С текущей добычей до конца года планируется превысить отметку в 800 тысяч тонн.
Приоритетным направлением назвали создание производства по ремонту насосно-компрессорных и бурильных труб, а также выпуск медицинского полипропилена в Туркменистане. Совместно был изучен вопрос формирования медицинского кластера в городе Аркадаг для производства физрастворов и медицинских препаратов, поскольку сейчас Туркменистан закупает физрастворы за рубежом. Но продвигать дальнейшее сотрудничество невозможно, не урегулировав вопрос международных расчетов.
— На сегодня имеются проблемы по оплате выполненных работ. Мы не можем получить оплату с августа прошлого года. По информации госконцерна "Туркменгаз", это связано с тем, что платеж не принимается соответствующим банком, "Межэкономбанком". Мы бы хотели озвучить предложение и просим его рассмотреть. Для нас очень важно решение этой проблемы, — заявил Ильдар Бурганов.
Что касается снижения добычи нефти, по его словам, на текущем месторождении на сегодня отсутствуют потенциально эффективные скважины: "В связи с этим ведутся работы по согласованию условий нового контракта, который предусматривает расширение территории деятельности на все месторождения госконцерна".
В качестве решения спикер предложил возобновить взаиморасчеты в рублях и долларах США: "Мы не можем получить средства на территорию России в рамках оплаты по действующему контракту. Также на сегодня появилась проблема по перечислению рублевых платежей из Российской Федерации с целью реализации текущей деятельности филиала непосредственно на территории Туркменистана". Еще один вариант — расширение сетки корреспондентских счетов Государственного коммерческого банка Туркменистана для увеличения возможностей взаиморасчетов в других валютах, а также применение расчетов с помощью системы передачи финансовых сообщений (СПФС).
Заместитель гендиректора по внешней кооперации АО "Судостроительная корпорация "Ак Барс" Александр Емелюшин рассказал о передаче Туркменистану в этом году двух скоростных пассажирских судов проекта А-145, которые успешно эксплуатируются в акватории Каспийского моря:
— Все вопросы, связанные с эксплуатацией судов, оперативно решаются. На сегодня единственным нерешенным вопросом остается оплата окончательного платежа в размере 19,5 млн рублей, который исчисляется с конца 2022 года. Все дополнения к контракту с морским торговым флотом подписаны. Рассмотрен ряд вариантов, и на сегодня есть решение. Необходимо просто ускорить его, мы убедительно просим внести вопрос в протокол заседания и надеемся на понимание.
Татарстан предложил Туркменистану цементный бартер
Еще одно решение проблемы международных межбанковских расчетов было найдено в ходе выступления гостя из Ашхабада. В руководстве Министерства промышленности и строительного производства Туркменистана рассказали о развитии производств высококачественных строительных материалов в этой стране. В частности, речь зашла о запуске нескольких цементных заводов и расширении их поставок на экспорт. Идею горячо поддержал Олег Коробченко:
— Татарстан на сегодня строит огромное количество объектов, и уже третий год подряд у нас дефицит цемента. Мы в этом году уже привезли цемент из Ирана, пятитысячные баржи, минимум четыре корабля. Думаю, как раз по нашим взаиморасчетам — то, что судостроительная корпорация и "Татнефть" озвучили, может, посмотреть вопрос по взаимозачету именно по цементу? Просьба: проговорите с нашим замминистра по строительству, проработайте вопрос совместно, можно сделать тройственное соглашение по привозу цемента. Если на этот год не успеем — на будущий. Корабли у нас зафрахтованы, в Иран ездят, возвращаются. Могут по пути заехать и загрузить цемент, правильно?
Сердар Джораев также приветствовал инициативу: "К тем мощностям, которые мы имели, в этом году мы запустили два цементных завода мощностью 1 млн тонн каждый. Поэтому, думаю, у нас потенциал огромный, можно проработать этот вопрос". Татарстанский вице-премьер предложил внести вопрос в протокол: "На следующий год у нас ситуация с цементом не наладится. Чем везти нам из Ирана, я думаю, что из Туркменистана будет гораздо лучше, по-братски".
Директор региона Туркменистан АО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" Марат Гарифуллин рассказал о работе четырех зарубежных сервисных центров, которые обеспечиваются оригинальными запчастями и маслами.
— Предлагаем открыть следующий объект, где мы могли бы начать производство техники на месте. Разные рассмотрены варианты, вплоть до того, что на месте можно будет собирать даже шасси. Причем мы предлагаем создавать под наименованием местного бренда, — заявил он.
Сердар Джораев поддержал идею, заметив, что продукция татарстанской компании на туркменском рынке представлена очень широко. "На прошлых заседаниях мы тоже об этом говорили — о налаживании производства в Туркменистане", — добавил он, подчеркнув, что это может быть совместное предприятие.
КАМАЗ планирует поставить в Туркменистан более 100 единиц техники до конца года. Сейчас филиал работает с частным сектором, но готов заключить госконтракт: "Сейчас он в стадии проработки, обсуждения и согласования технической части", — заявил Гарифуллин в конце встречи "Реальному времени".