Эффект домино: почему самые крупные компании оказались переоценены
Гуру инвесторов всего мира Уорен Баффет продал половину своей доли в Apple и тем самым объявил о начале нового экономического кризиса во всем мире. Американский биржевой индекс Nasdaq снизился за день на 3,7 процента, а индекс S&P — на 3,1 процента. Южнокорейский индекс KOSPI закрылся снижением на 8,8 процента, тайваньский Taiex — на 8,4, индийский NIFTY 50 — на 2,7 процента. Что ждет мировую экономику после обрушения бирж и затронет ли это Россию.
История, увы, серьезная. Кандидат в президенты США Дональд Трамп уже заявил, что падение рынков — это «Великая депрессия 2024 года».
— Да, проблемы есть, и нешуточные, — заявил эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку Ян Арт. — Упали фондовые индексы сначала на азиатских биржах, потом, меньше, на европейских, затем, еще меньше, в США и минимально — у нас в России.
Как пояснил эксперт, фондовый индекс — это экономический индикатор, показывающий состояние рынка ценных бумаг и других биржевых товаров и их тенденции. Он рассчитывается на основе корзины активов (акций, облигаций и других ценных бумаг)и показывает, как менялась их стоимость в течение определенного временного отрезка. Если биржевой индекс падает, значит, инвесторы стараются вывести свои деньги из экономики. А почему стараются? Потому что не верят, что их вложения будут расти или хотя бы останутся на прежнем уровне. Иными словами — боятся резкого падения стоимости ценных бумаг.
— У нынешнего кризиса есть как минимум три серьезные предпосылки, — считает Ян Арт. — Первая — разочарование инвесторов в искусственном интеллекте (ИИ). О чем идет речь? Да о том, что в последние годы практически все крупные компании вкладывали в ИИ гигантские средства. Такой был, знаете, модный тренд. Сейчас, мол, мы сделаем так, чтобы работал искусственный разум, который резко повысит доходность компании. А еще мы кучу персонала сократим и снизим издержки, что тоже хорошо скажется на доходности. Годы идут, деньги вкладываются — ведь нужно быть в тренде, правда? Но эффекта, «выхлопа», инвестор что-то не наблюдает. Доходность не увеличивается, инвестор грустит и акции компаний, которые вот-вот должны были его озолотить, начинает распродавать.
Вторая причина кризиса, как считает эксперт, внутриполитическая ситуация в США.
— Там сейчас очень острое противостояние. И от того, кто победит на предстоящих выборах, Трамп или Харрис, очень много в мире зависит. Если придет Трамп — а к этому все движется, то экономика Штатов, а за ней и мировая, может начать развиваться по другому пути. Ведь Трамп, я напомню, обещает «сделать Америку снова великой», а для этого вернуть в США реальное производство — как говорится, заводы-пароходы. Это значит, решили многие инвесторы, что из акций тех компаний, которые сейчас растут, нужно от греха подальше выходить — не факт, что они расти продолжат, — пояснил Ян Арт. — Вот ценные бумаги и дешевеют, а биржевые индексы падают.
Третья и, возможно, главная причина кризиса — обострившийся конфликт между Израилем и Ираном.
— Война на Ближнем Востоке автоматически отразится на нефтяных котировках, — пояснил Ян Арт. — Но как именно будут развиваться события, что подорожает, что подешевеет, — никто не знает. Поэтому деньги на всякий случай выводят, чтобы не потерять.
«Яблочные» акции не согреют
Финансовый аналитик Артем Извольский считает, что России в каком-то смысле повезло.
— Мировой финансовый кризис, если он случится, затронет Россию в наименьшей степени, — считает эксперт. — Мы ведь пусть не полностью, но изолированы от мировой экономики и мировых бирж. А что до сих пор было на биржах? Публика надувала мыльные пузыри. Вкладывала в акции Apple, Amazon, Google и прочие высокотехнологичные компании. Но Apple — не «Газпром», он вас не согреет. Чтобы компания дорожала, она должна производить, условно говоря, роботов, которые заменят 1000 или 5000 рабочих. Она их производит? Нет. Она производит телефоны, но ассортимент смартфонов сейчас на рынке широкий. Так почему Apple должна дорожать? В 2007-м она предложила прорывной продукт — смартфон с экраном вместо кнопок. Теперь такого прорывного продукта она предложить не может. А «Газпром» и 20 лет назад, и сейчас предлагает незаменимый в соотношении цена–качество продукт. И этот продукт, в отличие от продукции Apple, будет востребован всегда.
По словам эксперта, российские инвесторы в меньшей степени занимались «надуванием пузыря», поэтому от его взрыва пострадают меньше других.
Экономика ожиданий
Ян Арт считает, что у наметившегося кризиса есть два варианта развития.
— В первом случае — это может быть надолго, как в 2008–2009 годах. Во-втором — нет: мы имеем дело с обычной просадкой, которая закончится в ноябре, после выборов президента США. Ведь тогда появится определенность и с американской экономикой, и с кризисом на Ближнем Востоке. Я склонен верить во второй вариант. Хотя бы потому, что во времена подобных кризисов инвесторы начинают из акций уходить во что-то фундаментальное. Например, в золото. Но серьезного роста его котировок я не наблюдаю.
Паника инвесторов на фоне обвала мировых фондовых бирж может привести не к краху, а лишь к замедлению роста мировой экономики, считают аналитики издания Financial Times (FT).
«Инвесторы преувеличивают риски краха мировой экономики, однако их страхи могут стать пророчеством, если центральные банки не смогут сдержать последствий распродажи акций», — пишет FT. Решить проблему, считают авторы публикации, можно за счет формирования у игроков рынка позитивных ожиданий, в том числе во время устных выступлений. Отличной площадкой для этого, по мнению экспертов, будет симпозиум, который запланирован на 22–24 августа в Джексон-Хоуле (США). Участие в нем примут главы мировых центробанков.
— Логично. Мы живем в рамках «экономики ожиданий», — считает Артем Извольский. — Все надеются, что, скажем, кто-то изобретет супертехнологии, и вкладываются в ИT-компании, их акции растут. Потом люди считают, что будет война и резко подорожает нефть — растут нефтяные фьючерсы — контракты на будущие поставки. Все взлеты и падения курсов акций — следствие позитивных или негативных эмоций большого числа «маленьких» инвесторов. Если главы центробанков людей успокоят, отток капиталов с биржи может снизиться или вовсе прекратиться.
Вкладывайтесь без паники
Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев считает, что пока инвесторы настроены пессимистично.
— Обратите внимание: нефть не очень быстро, но дешевеет. Почему? Потому что инвесторы считают: рынок будет падать, нефти станет нужно меньше, значит, она начнет снижаться в цене, — пояснил эксперт. — А нефть — один из главных продуктов экспорта России.
Что нам делать?
— Во-первых, не переживать. Если у вас есть какие-то акции или облигации — не паникуйте и не продавайте их, — советует Артем Извольский. — Ведь сейчас, на волне паники, вы продадите их дешевле, чем могли бы. Но и покупать подешевевшие акции не стоит: никто не знает, насколько глубок кризис. Вы можете купить дешево, но потом они станут еще дешевле. Во-вторых, советует эксперт, свободные средства, если они у вас есть, нужно отнести в банк и положить на рублевый депозит. Также хорошим вложением может стать кирпичный гараж с оформленным правом собственности.
— Сейчас на финансовом рынке редкая ситуация: проценты по банковским вкладам догоняют инфляцию и даже, возможно, опережают ее. 17–19 процентов годовых — это очень хорошая доходность, — пояснил Извольский. — Покупать валюту я бы не советовал. В начале 2022го, вспомните, нам обещали доллар за 200 рублей, а он и до 100 не дотянул. И вообще относительно рубля за последний год подешевел на 10,5 процента. Доллар сейчас — ненадежный актив. Можно, конечно, купить золотые слитки, но их нужно где-то хранить, а это тоже расходы. Если у вас есть серьезные средства, я бы советовал вкладываться в недвижимость.
Сейчас, как пояснил эксперт, это крайне выгодные инвестиции.
— Начнем с того, что цены стабильны и, возможно, будут даже снижаться. Во всяком случае — на вторичном рынке. Дело в том, что из-за высокой ключевой ставки ипотека становится очень дорогой — 20 процентов годовых и более. Брать кредит под такой процент готовы немногие, а значит, покупателей на рынке станет меньше. Меньше покупателей — больше возможностей для торга, — пояснил Извольский. — При этом, опять же из-за недоступной для большинства ипотеки, цены на аренду жилья растут. Те, кто раньше был готов кредитоваться, теперь жилье снимают. Поэтому цена аренды «однушки» в Москве — 50–60 тысяч рублей в месяц. Двухкомнатная квартира — 70–90 тысяч. Купить квартиру и сдавать сейчас довольно выгодно. Особенно с учетом того, что в средне- и долгосрочной перспективе цены на недвижимость все равно растут. Вы будете иметь доход в виде роста цены вашего актива — квартиры — и в виде арендной платы.
Если нет денег на квартиру, эксперт советует купить машиноместо в паркинге. Дело в том, что цены на эту недвижимость растут даже быстрее, чем на жилье. Хотя бы потому, что автомобилей все больше, тарифы на платную парковку все выше, а места для бесплатной парковки все меньше. При цене 2,5–5 миллионов рублей паркинг можно сдавать за 15–30 тысяч рублей в месяц — в зависимости от локации. А вот коммерческую недвижимость, например под магазин, лучше не покупать: не факт, что угадаете с локацией и сможете выгодно сдать.
Виктор Кудрявцев добавляет:
— Сейчас не стоит брать кредит, даже, пожалуй, ипотечный. Во-первых, ставки очень высокие — велика плата за пользование деньгами. Во-вторых, если разразится кризис, непонятно, что будет с вашими доходами. Если вы работаете на малом предприятии или в бизнесе, который недавно организован, лучше с кредитом не рисковать. Дело в том, что малый и только что открывшийся бизнес во время любого кризиса страдают первыми. Куда логичнее сейчас не тратить большие суммы, например, на отпуск, а отдохнуть скромнее и часть накопленного положить на рублевый депозит. Если у вас нет подушки безопасности — создавайте ее.
К концу августа, как считают эксперты, станет ясно, ложной ли была тревога. Пока же главное не делать резких движений и деньги не тратить, а копить.
СПРАВКА
Первый из сохранившихся в истории финансовый и экономический кризис произошел в 33 году нашей эры в Римской империи, во время правления императора Тиберия. Дело в том, что Тиберий резко сократил бюджетные инвестиции — например, строительство знаменитых римских дорог и расселение ветеранов. Также он конфисковал имения и деньги ряда чиновников. В результате объем денежной массы в бюджете резко вырос, а у населения — резко снизился. В экономике стало не хватать денег. Банки начали досрочно отзывать выданные ранее кредиты, обвалились цены на недвижимость: не хватало денег для ее покупки. Стали банкротиться банки. Чтобы вывести Рим из кризиса, Тиберий велел давать самым богатым землевладельцам из бюджета беспроцентные ссуды. Экономика насытилась деньгами, кризис преодолели.
В ТЕМУ
Финансовые кризисы в новейшей истории происходят регулярно. Среди самых известных — «черный понедельник», который в некоторых частях мира также называют «черный вторник» из-за разницы часовых поясов. Обвал фондового рынка случился в понедельник, 19 октября 1987 года. Мировые убытки оценивались в 1,71 триллиона долларов США. Многие помнят российский дефолт, он же «рублевый кризис» и «русский грипп», — 17 августа 1998 года. Правительство России и ЦБ девальвировали рубль и объявили дефолт по своему долгу. Кризис оказал серьезное воздействие на экономику многих соседних стран. В 2007–2009 годах наблюдался мировой финансовый кризис, вызванный тем, что американские банки давали ипотеку клиентам с низкими доходами, которые не могли кредит вернуть.