Сельскохозяйственный экспорт в Омской области тормозят логистические проблемы
Омская область вошла в десятку лучших экспортных регионов России по итогам первого полугодия 2024-го. Об этом свидетельствует рейтинг Российского экспортного центра. Регион преуспел в стратегическом планировании, развитии инфраструктуры поддержки экспортеров, обучении управленческих команд.
Сейчас продовольствие из Омской области импортируют 23 страны. Главным образом это зерновые и зернобобовые культуры, лен, горох, продукты переработки, а также кондитерские изделия, растительное масло, мороженое.
Так, в первом полугодии 2024-го при участии регионального Центра поддержки экспорта пятьдесят омских компаний заключили контракты на общую сумму более девятнадцати миллионов долларов. Предприниматели стали участниками девятнадцати выставок и пяти бизнес-миссий. Они поставляют продукцию в Китай, ОАЭ, Грецию, Венгрию, Швейцарию и другие страны.
Всего в реестре региональных экспортеров - 449 сельхозпредприятий, которые в совокупности за шесть месяцев этого года увеличили объемы поставок более чем наполовину. Требования к сельхозпродукции строгие, разные и постоянно меняются. Однако рекламаций на качество сырья и продовольствия в регион не поступало, утверждает начальник профильного отдела управления Россельхознадзора по Омской области Лариса Чернышова.
Значительно упрощают жизнь аграриям новые электронные сервисы, позволяющие оформлять сопроводительные документы в режиме одного окна.
В этом году в России уже собрали вдвое больше зерновых, чем в 2023-м. По данным РЖД, зерно занимает третью позицию в общем объеме грузоперевозок, и 64 процента таких грузов идет на экспорт.
- За первое полугодие 2024-го вагонами и контейнерами за границу отправлено 240 и 131 тысяча тонн соответственно. Основные рынки сбыта - Казахстан, Киргизия, Китай, Корея, Индия, Беларусь, Саудовская Аравия, - пояснила инженер профильного отдела регионального Агентства фирменного транспортного обслуживания Ольга Суслова.
По ее словам, железнодорожники постоянно совершенствуют сервис. Активно формируют сеть специализированных терминалов. Предлагают перевозку по расписанию в составе контейнерных, в том числе ускоренных поездов, которые на триста километров в сутки обгоняют автотранспорт. За полгода такой услугой воспользовалось одиннадцать омских компаний (на три больше, чем год назад).
Предпринимателей среднего масштаба останавливают растущие транспортные тарифы - по данным региональной Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, сегодня перевозка тонны муки из Марьяновки Омской области до приморского Азова обходится переработчикам в 5 540 рублей. А среднестатистический вагон вмещает 68 тонн. Впрочем, доставка грузов - это не только деньги, но и время.
- Сейчас в связи с санкциями экономика переориентировалась, фуры и составы хлынули на Восток. И возникли проблемы с пропускной способностью Транссиба и БАМа. Это привело к тому, что в приоритете оказались энергетические грузы. Такая ситуация может стать препятствием для поставок омского зерна в ряд стран Средней Азии, - поясняет президент Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Илья Баринов. - Существенный рост парка зерновозов проблему не решает. Перед погрузкой вагонам приходится простаивать в среднем более семи суток. А рост грузооборота при нынешних обстоятельствах может только способствовать увеличению простоев.
Омская область имеет самую длинную границу с Казахстаном, однако и это обстоятельство не приносит региону особой выгоды. Соседи заинтересованы в реализации собственного урожая, видят в сибиряках конкурентов. Эмбарго на ввоз российского зерна продлено до конца года, планируется и дальнейшее увеличение платы за транзит российских грузов.
Учитывая эти обстоятельства, омские аграрии делают рокировку в пользу других востребованных культур. Хотя капризы погоды привели к тому, что в этом году осторожные земледельцы могут собрать зерна все-таки на треть больше, чем планировали.
Прямая речь
Олег Колесников, первый замминистра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области:
- Проблем у нас, действительно, хватает. Это и высокий железнодорожный транзитный тариф на перевозки через Казахстан. И узкое транспортное горло, не дающее железной дороге оперативно вывезти за пределы региона всю продукцию омских аграриев. Железнодорожники, конечно, работают, но пока у них в приоритете отнюдь не АПК. Да и господдержка перевозок не носит стабильного характера, поэтому аграрии не знают, что будет завтра.
Кроме финансовых средств, конечно, нужны и технические решения по обеспечению транспортной доступности - мы находимся в центре страны, поэтому логистика дорогая. Эта проблема характерна для многих регионов Сибирского федерального округа. Поэтому мы в рамках Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" и через аппарат полпреда президента России в СФО выносим решение этих проблем на федеральный уровень.