Войти в почту

В России нормативы строительства частных домов хотят пересмотреть

В России нормативы строительства частных домов хотят пересмотреть

В России нормативы строительства частных домов хотят пересмотреть
© Пульс Live

Сенатор Андрей Шевченко рассказал, как в стране будут выравнивать уровень жизни в регионах.

В России особую господдержку получат более двухсот населенных пунктов, которые обслуживают стратегически важную транспортную и энергетическую инфраструктуру, обеспечивают национальную безопасность. Среди них — ЗАТО с предприятиями атомной промышленности, крупные приграничные поселки, населенные пункты вдоль БАМа и Транссиба, наукограды. Об этом в интервью  рассказал глава Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко

«Каркас» системы расселения

- Андрей Анатольевич, на заседании Совета законодателей в конце июля вы предложили в Стратегии пространственного развития, рассчитанной до 2030 года, предусмотреть более широкие и дифференцированные меры поддержки в развитии опорных и стратегических населенных пунктов. Какие именно города и поселки входят в их число?

- Под ними в стратегии подразумеваются населенные пункты, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, гарантирующее проживающим в них гражданам доступность образования, медицины, иных потребностей. Важный критерий — такой опорник является центром сразу для нескольких муниципалитетов. Сразу поясню — это не мегаполисы сродни Москве, Санкт-Петербургу или Новосибирску. Это скорее малые города, поселки городского типа, сельские населенные пункты.

- Сколько таких опорных городов сегодня есть у нас в России?

- По информации Минэкономразвития, в проект единого перечня опорных населенных пунктов включены 2319 населенных пунктов. И с учетом прилегающих к таким опорникам территорий они покрывают почти всю территорию страны.

- А сколько из таких населенных пунктов имеют стратегическое значение?

- В эту категорию входит всего 212 населенных пунктов, которые обслуживают стратегически важную транспортную, энергетическую инфраструктуру и, конечно, обеспечивают национальную безопасность страны. Среди них — ЗАТО, в том числе связанные с атомной промышленностью; крупные поселки в приграничных муниципалитетах или населенные пункты, обслуживающие пункты пропуска через госграницу; поселки на БАМе и Транссибе или рядом с крупными морскими и речными портами; наукограды.

Понятно, что все они друг от друга отличаются: и по численности населения, и по географическому расположению, по экономическому потенциалу и по виду деятельности предприятий, которые в таких пунктах находятся. Поэтому совершенно логично, что меры господдержки для тех или иных опорных пунктов должны различаться. Скажем, если это наукоград, то основной упор в господдержке должен быть сделан на создании инфраструктуры, необходимой для научных разработок и их внедрения в жизнь. Такие уточнения мы и предлагаем сделать в нынешней Стратегии пространственного развития до 2030 года — в Минэкономразвития России это поддерживают. Отмечу, что стратегия — очень важный документ для государства, который определяет будущее развитие нашей страны на ближайшие пять-десять лет. И мы благодарны Минэкономразвития, что практически все сенаторские предложения были учтены при разработке концепции будущей стратегии. Сейчас предстоит предметная работа над текстом самой стратегии.

- Что даст людям усиление господдержки таких городов-опорников?

- Выделяемые государством средства будут идти не только на строительство новых школ или больниц — это будут и новые предприятия, новые рабочие места. Таким образом поддержка опорных населенных пунктов поможет выравнивать уровень жизни в разных российских регионах — в том числ, по уровню доходов населения. Очень важно, что за счет этого будет создаваться каркас системы расселения россиян и территориальной организации страны. Не секрет, что у нас в Якутии или на Дальнем Востоке живет в разы меньше людей, чем в Подмосковье или Ленинградской области. Появление опорных городов, которые будут становитmся точками развития территорий, дисбаланс в этой сфере мы сможем со временем существенно сократить.

Новые расходы — новые субвенции

- Недавно возглавляемый вами Совет по местному самоуправлению при палате регионов подвел итоги работы в первом полугодии по поддержке муниципальных образований. Какие поправки в законодательство приняты и как они изменят жизнь муниципалитетов в России?

- Прежде всего, это поправки, которые дают муниципальным депутатам право участия в формировании местной администрации: теперь они смогут утверждать или согласовывать кандидатов на должности заместителей главы местной администрации, а также руководителей ее отраслевых и территориальных органов. Считаем, что реализация данной меры повысит эффективность взаимодействия представительных органов и местных администраций.

Также крайне важными являются поправки, связанные с исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий. Если регион передает муниципалитету государственные полномочия, например по обеспечению жильем детей-сирот, и за их реализацию с местной власти органы прокуратуры спрашивают, что называется, в полный рост, то такие полномочия должны подкрепляться и субвенциями из регионального бюджета. Это уже было прописано в законе. Сейчас мы уточнили, что субвенции должны обеспечивать все затраты, связанные с организацией исполнения муниципалитетом переданных полномочий. При этом местные власти отвечают за исполнение таких полномочий только в пределах выделенных субвенций. Уже со следующего года названные нормы будут действовать. Чтобы больше не было такого: дали муниципалитету рубль и : почему всем сиротам дома не построил?

- Еще одни изменения в законодательство связаны с нововведениями в работе Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, сопредседателем которой вы являетесь. В чем они заключаются?

- Теперь статус нашей ассоциации, которая работает с 2019 года и представляет интересы всего муниципального сообщества, будет прямо прописан в законе. Это поможет ассоциации еще эффективнее организовывать взаимодействие муниципалитетов для защиты их общих интересов. Также ассоциация будет готовить ежегодный доклад для Правительства о состоянии дел в сфере поддержки муниципалитетов. В свою очередь, в этом документе будут учитываться данные докладов, которые будут готовить региональные советы муниципальных образований. Это позволит нам принимать участие и оказывать свое влияние на принятие тех или иных правительственных решений по вопросам развития местного самоуправления в стране.

- За счет чего сегодня нужно и можно решать проблему нехватки у муниципалитетов денег на реализацию проектов «снизу»?

- Одно из наших предложений — расширить перечни мероприятий в госпрограммах, по которым предоставляется поддержка в рамках софинансирования бюджета. Так, в программных документах нацпроекта «Культура» отсутствуют мероприятия по укреплению материальной базы детских школ искусств и муниципальных учреждений культуры и досуга. Мы уже попросили федеральные министерства обратить на это внимание.

Также мы считаем, что в Правительстве России следует подумать над тем, чтобы установить дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов. Одним туристическим налогом, как бы ни была эта мера объективно хороша, все расходы муниципалитетов не закроешь.

58 миллионов квадратных метров ИЖС

- В Совете Федерации не раз говорилось о том, что в стране нужно развивать малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство. Что для этого сделано законодателями?

- В весеннюю сессию 2024 года приняты очень важные законы, которые вступят в силу с марта 2025 года и позволят распространять на строительство ИЖС механизм счетов эскроу (подрядчики смогут заключать с гражданами договоры на строительство частных жилых домов, а деньги будут размещаться на специальных эскроу-счетах, с которых получить средства строители смогут только после введения жилья в эксплуатацию. — Прим. ред.). При этом подрядчик обязан будет регистрироваться в единой системе жилищного строительства — это позволит убрать с рынка недобросовестных застройщиков. Кроме того, застройщик будет обязан использовать при постройке таких домов отечественную промышленную продукцию — это и деревянные домокомплекты, и необходимые металлоконструкции.

Отмечу, что эскроу-счета — механизм, который даст возможность формировать понятный для банков залог по кредитам на ИЖС. Это позволит использовать ипотеку, в том числе льготную, при таком строительстве — в частности, это касается возможности использования материнского капитала на ИЖС. Хочу отметить, что в 2023 году в России было введено более 110 миллионов квадратных метров жилья — это рекорд, такого в истории нашей страны еще не было. И представьте, что больше половины из них — порядка 58 миллионов квадратных метров — пришлось на ИЖС! То есть такое строительство крайне востребовано в России.

- А что парламентарии намерены предлагать в сфере ИЖС в будущем?

- Первое — надо пересмотреть действующие нормативы проектирования и строительства для комплексной индивидуальной застройки, чтобы требования к обеспеченности соцобъектами, в том числе к их количеству и вместимости, радиусу обслуживания, соответствовали масштабам такой жилой застройки. Сейчас нормативы по проектированию комплексной застройки ИЖС зачастую не отличаются от многоквартирной застройки.

Второе — надо снижать затраты на подключение домов к различным видам инженерных сетей. Это, считаю, можно сделать с помощью типовых решений, единой и прозрачной методики по формированию тарифа на такое подключение.

Третье — необходимо провести работу в регионах и отдельных районах, чтобы под ИЖС выделялась земля и это отражалось в региональных программах развития. А еще в каждом регионе нужен свой оператор ИЖС, который имел бы права управлять выделенными для этого земельными ресурсами, — это мы настоятельно рекомендуем регионам на совещаниях и заседаниях с участием сенаторов из нашего комитета.

По материалам «Парламентской газеты»