Исаев: Благодаря сложившейся в 1940-х системе США стали собирать со всех дань
В июле 1944 года, ровно 80 лет назад, в Соединенных Штатах Америки, в городке Бреттон-Вудс состоялась первая валютно-финансовая конференция ООН. На ней были созданы основные международные финансовые институты: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития - будущий Всемирный банк. Но самое главное - доллар США стал основной валютой в расчетах между странами, современным эквивалентом золота. При этом право финансовых властей Америки проводить эмиссию доллара, то есть печатать дополнительные деньги, никак не было ограничено.
Какие последствия имеют данные решения?
Во-первых, при приобретении товара в какой-либо стране другая страна должна сначала купить доллары США, а значит, с каждой проданной вещи небольшая комиссия идет тому, кто является производителем долларов - американской Федеральной резервной системе.
Во-вторых, валюты всех государств фактически оказались привязаны к доллару США. Сегодня если та или иная страна принимает решение об осуществлении эмиссии, она должна закупить доллары, продавая, например, свои природные ресурсы, и только на сумму полученных долларов можно выпускать свою валюту, иначе неминуемо будет резкий рост инфляции. Таким образом, во всем мире происходит процесс обмена вполне реальных товаров - нефти, газа, металлов, леса, продукции сельского хозяйства и тому подобного - на цифры на электронных долларовых счетах.
В итоге благодаря сложившейся системе Соединенные Штаты начали собирать со всех стран натуральную дань, как в Средние века собирала ее Золотая Орда с податных территорий.
Причем сами США иногда запускают свой печатный станок на полную катушку без каких-либо негативных последствий. Например, во время пандемии коронавируса они напечатали и раздали своим гражданам, по разным оценкам, от 4 до 8 трлн долларов.
Если бы какая-либо другая страна решилась на подобные меры в таком же объеме, ее ожидал бы взрыв инфляции. Сначала рост цен уничтожил бы сбережения людей и оборотные средства предприятий. Потом предприятия ринулись бы к банкам за кредитами, но те согласились бы дать деньги только под безумные проценты. Наконец, эти проценты были бы положены в основу новой цены продукции и, в свою очередь, вновь подстегнули бы инфляцию.
В США же после столь смелых шагов ничего подобного не наблюдалось. Инфляция, несомненно, выросла, но не носила разрушительного характера. Причина проста и понятна: эта инфляция была фактически "экспортирована" в другие страны. Лишние доллары легко ушли с американского рынка в международную торговлю.
Формально Бреттон-Вудская система просуществовала до 1975 года. Затем соглашением государств-членов Международного валютного фонда она была заменена Ямайской системой, в которой выросло число резервных валют. Но доминирование доллара в мировой экономике сохранилось и по-прежнему агрессивно культивируется Соединенными Штатами. За сохранение этого доминирования американцы пролили кровь миллионов людей во всем мире и продолжают проливать ее сейчас.
Недавно бывший главком ВСУ, а ныне посол Украины в Лондоне Залужный со свойственными ему искренностью и непосредственностью заявил, что для победы над Россией Запад должен пожертвовать частью свобод. Это довольно ценное признание. Ведь что у западной элиты на уме, то у Залужного на языке, то есть по сути мы услышали, позицию англосаксонского истеблишмента. Хоть официально европейские и американские лидеры постоянно говорят о борьбе западных демократий с диктатурами во имя свободы, на деле оказывается, что ради победы в этой войне свободой можно и пожертвовать. Значит, реальная цель, реальная ценность, за которую они сражаются, все-таки иная - сохранение существующей уже 80 лет финансовой системы.
Подтверждением этому является новая трампистская программа Республиканской партии, в которой удержание господства доллара поставлено в качестве одной из ключевых задач. Что уж говорить о демократах, представляющих интересы не промышленного, а финансового капитала?!
Многополярный мир, настоящая свобода народов невозможны без разрушения этой системы. И мы должны сделать все, чтобы нынешний юбилей стал для нее последним!