Эксперт предрек рост цен на зерно из-за проблем с Панамским и Суэцким каналами
ТОКИО, 19 июля. /Корр. ТАСС Василий Головнин/. Рекордное производство зерна в мире будет пока удерживать на низком уровне цены на эту продукцию, однако ситуация может измениться, в частности, из-за возможного уменьшения посевных площадей и серьезных трудностей с прохождением судов через Панамский и Суэцкий каналы. Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС высказал ведущий в Японии специалист по зерновой торговле президент Института проблем природных ресурсов и продовольствия Акио Сибата.
Он отметил, что в настоящее время на рынке пшеницы, кукурузы и соевых бобов практически сошло на нет негативное влияние торгового хаоса во время пандемии, засухи в Северной Америке и украинских событий. По состоянию на середину апреля, сказал эксперт, цены на эти культуры упали ниже уровня февраля 2022 года.
"В подоплеке этого, - сказал собеседник ТАСС, - лежит очень богатое предложение на рынке. По данным Министерства сельского хозяйства США, со второй половины 2023 по первую половину 2024 года производство зерновых в мире вышло на самый высокий уровень в истории, составив более 2,8 млрд тонн. В то же время объем глобальной торговли зерновыми составляет всего 500 млн тонн".
"Ситуация и впредь, как полагают, будет способствовать низким ценам на рынке, - считает эксперт. - В США сейчас нет проблем с погодой в посевной период, а Россия, как многие полагают, и впредь будет обильно поставлять пшеницу по низким ценам. Однако возможны неожиданности".
Панамский канал мелеет, Суэцкий - под обстрелом
По мнению эксперта, низкие цены побуждают фермеров в США сокращать в нынешнем году посевные площади под пшеницу и кукурузу. "Есть и еще один беспокоящий момент: со второй половины прошлого года началось ограничение транспортных потоков через такую важную артерию мировой торговли, как Панамский канал. - отметил собеседник ТАСС. - Это связано с обмелением двух искусственных озер, снабжающих водой эту трассу, по которой в год ранее проходило около 13 тыс. судов".
В прежнее время на движение через Панамский канал подавалось в среднем 36 заявок в день. "Однако с июля прошлого года из-за нехватки воды были введены ограничения, - сообщил эксперт. - С февраля 2024 года их ужесточили и стали принимать лишь 18 заявок в день на проход через Панамский канал. Если в этом районе по-прежнему будет очень мало дождей, то ограничения, по данным посольства Японии в Панаме, могут быть еще более усилены". В последнем квартале 2023 года 38% экспорта соевых бобов и кукурузы из США шло через Панамский канал, в тот же период 2024 года, отметил эксперт, этот объем упал до 6%.
С другой стороны, напомнил собеседник ТАСС, из-за обстрелов со стороны мятежного йеменского движения "Ансар Аллах" (хуситы), серьезно ограничено и движение по другой важнейшей транспортной трассе через Суэцкий канал.
На этот маршрут ранее приходилось три четверти всех мировых перевозок пшеницы и кукурузы. "Однако уже в конце декабря прошлого года транспортные потоки по Суэцкому каналу сократились на четверть по сравнению с тем же периодом 2022 года". - отметил эксперт. Увеличение затрат на перевозку по другим маршрутам, по его мнению, в перспективе могут толкать вверх цены на зерно.