Обновлено в 19:43
Угольщики ушли в минус. Доля убыточных угольных компаний в России превысила 50%. Суммарная прибыль компаний год к году упала почти в 15 раз. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Росстата. Причиной проблем в отрасли стало падение мировых цен на уголь, а также сокращение экспортных поставок. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Цена угля снизилась в район чуть выше 100 долларов за тонну, и в этом плане, конечно, российские предприятия пострадали, потому что цены стали такими, как до 2022 года, а транспортные затраты у них даже возросли. Если раньше было довольно удобно и дешево поставить уголь на западный рынок, на рынок ЕС, то теперь этот рынок, с 10 августа 2022 года, закрыт, и транспортные издержки для экспорта российского угля существенно возросли — все нужно везти в Азию. Либо в Китай, либо в Индию, либо в Юго-Восточную Азию, но в любом случае стоимость доставки выросла, и это существенная доля вообще себестоимости угля. Плюс к тому Китай ввел импортные пошлины как на коксующийся уголь, так и на энергетический. Также по российским производителям бьет некая общая токсичность российской продукции, сложно покупателю взаимодействовать, потому что есть санкции не только против угольных самих компаний, но и против банков, поэтому все это создает дополнительные издержки. Я думаю, что пока говорить о какой-то катастрофе даже в отдельно взятой угольной отрасли не стоит. Да, там какие-то убытки будут у компаний, но если мы посмотрим по объемам производства с начала года, то мы увидим, что и энергетический уголь по объемам производства вырос, и коксующийся. У производителей коксующегося угля ситуация гораздо лучше, потому что их товар более востребован на мировом рынке, мы довольно поставляем как в Китай, так и в Индию. И, скорее всего, по итогам 2025 года добыча экспорта коксующегося угля вырастет, энергетического угля, скорее всего, останется на уровне 2023 года».
Объясняя сокращение экспорта, источники «Ведомостей» в российских угольных компаниях говорят не столько о снижении цен, сколько об удорожании логистики. В частности, к росту издержек привело увеличение тарифа на перевозку угля по железной дороге. Скорее всего, компании отрасли попросят помощи у правительства. Говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
Сергей Пикин директор Фонда энергетического развития «Перевозки — это ключевая статья затрат конечной стоимости угля, даже не добычи. Логика здесь стандартная — лоббирование, чтобы дали льготные тарифы на перевозку угля, на перевалку в портах. Стандартная история, потому что вряд ли они поменяют мировые цены на уголь, вряд ли они поменяют таможенную политику покупателей, как Китай, например. Ну и, соответственно, санкции тоже вряд ли снимут. Поэтому единственное — это давить на правительство для того, чтобы правительство помогало снижать основные затраты, связанные с перевозками и с перевалом».
Объясняя сокращение экспорта, источники «Ведомостей» в российских угольных компаниях говорят не столько о снижении цен, сколько об удорожании логистики.
В частности, к росту издержек привело увеличение тарифа на перевозку угля по железной дороге.