Восток — дело тонкое. Как компаниям подготовиться к экспортной деятельности

В этом году страной — партнером международной выставки ИННОПРОМ, которая состоится 8−11 июля в Екатеринбурге, станут Объединенные Арабские Эмираты. Примечательно, что именно ОАЭ по итогам 2023 года являются главными покупателями столичной несырьевой неэнергетической продукции среди стран Персидского залива.

Восток — дело тонкое. Как компаниям подготовиться к экспортной деятельности
© Вечерняя Москва

По данным столичного Департамента инвестиционной и промышленной политики, в 2023 году несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) Москвы в Объединенные Арабские Эмираты вырос почти вдвое по сравнению с 2022 годом. Причем интерес вызывали как поставки промышленной продукции, так и товары агропромышленного сектора.

— Спросом в ОАЭ пользуется московское механическое оборудование (3D-принтеры и сканеры, металлообрабатывающее оборудование), продукция приборостроения, товары фармацевтики и медицинская техника, — поделились экспортными трендами в столичном департаменте. — А среди товаров компаний агропромышленного комплекса Москвы востребованы продукты для здорового питания, макаронные изделия, шоколадные и сахаристые кондитерские изделия, продукция мясопереработки и безалкогольные и сокосодержащие напитки.

Выход московских производителей на зарубежные рынки выгоден и самим компаниям (расширение рынка сбыта, увеличение прибыли, новый уровень развития), и городу — это приток дохода в бюджет, создание дополнительных рабочих мест, повышение устойчивости всей экономики.

Однако чтобы найти партнеров за границей, собрать документы, оформить патенты и сертификаты, пройти таможенные процедуры, компаниям нужна серьезная подготовка.

Для поддержки столичного промышленного экспорта пять лет назад, в 2019 году, в городе создали центр «Моспром». Центр, подведомственный Департаменту инвестиционной и промышленной политики Москвы, занимается индивидуальным сопровождением экспортеров.

— Эксперты «Моспрома» оценивают экспортную готовность компании, анализируют целевые рынки для столичных производителей (включая инфраструктурные проекты в перспективных для сотрудничества регионах мира) и помогают определить наиболее эффективную стратегию выхода конкретной компании на зарубежные рынки. За последние пять лет поддержкой центра воспользовались более 700 московских компаний. Лишь с начала 2024 года «Моспром» оказал поддержку 50 предприятиям, — рассказала начальник управления экспортной деятельности Анастасия Сапунова.

За первый квартал московские производители приняли участие в трех бизнес-миссиях и провели более 360 встреч с зарубежными контрагентами.

— При поддержке города наша компания регулярно принимает участие в международных выставках, — рассказал «Вечерней Москве» начальник отдела внешнеэкономической деятельности АО МПБК «Очаково» Олег Алексеев. — Это отличная возможность выйти на новые рынки. Так, результатом участия в выставке Foodex Saudi 2023 стало получение подробных инструкций по сертифицированию продукции компании для рынка Персидского залива и подписание ряда контрактов с партнерами из КСА (Королевство Саудовская Аравия). Сейчас ведем активную работу над поставками наших напитков и в Объединенные Арабские Эмираты. Также мы заинтересованы принять участие в мероприятиях байерской программы центра «Моспром», например в Международной бизнес-миссии в Китай в рамках выставки Sial Shenzhen 2024, которая пройдет в начале сентября в городе Шэньчжэнь, и Международной выставке продуктов питания Foodex Saudi 2024, которая пройдет в середине сентября в Эр-Рияде.

Московское предприятие «КлинПауэр» производит и экспортирует литийионные аккумуляторные батареи для промышленной техники, и в этом ему также помогает центр «Моспром».

— Разностороннюю поддержку в рамках экспортной и выставочной деятельности мы получаем уже в течение трех лет, — отметила генеральный директор ООО «КлинПауэр» Лазокат Мукатова. — Это касается и логистики, и застройки стендов, и координации встреч, и многого другого, ведь самостоятельно участвовать в выставке очень затратно. Например, для нас организуются встречи с потенциальными клиентами — самим провести такую работу крайне сложно, на это уходит много времени. А благодаря оказываемой нам поддержке в сжатые сроки получается хороший результат, который затем можно взвесить в деньгах и потенциальных проектах. Также предприятию помогают понять запросы иностранного рынка и найти заинтересованных покупателей. На данный момент у нас есть реализованные проекты в Беларуси, Казахстане, Узбекистане. И сейчас мы продолжаем искать новые рынки сбыта.

КСТАТИ

Среди товаров столичной промышленности, пользующихся наибольшим спросом за рубежом, в 2023 году лидером стала продукция машиностроения (на ее долю пришлось 25 процентов всего несырьевого неэнергетического экспорта Москвы). Заводы поставляли за рубеж механическое оборудование и технику, электрические устройства и продукцию приборостроения, медицинскую технику. Основные покупатели — Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Индия и Египет. На второй строчке — продукция металлообрабатывающей отрасли (18 процентов ННЭ Москвы), она пользуется повышенным спросом на рынках стран СНГ, Турции, Китая, Египта и в ОАЭ. Замыкают пятерку лидеров: бытовая химия; фармацевтика и косметика, популярные в странах СНГ; а также продукты питания и напитки, поставляемые в страны бывшего СССР.