Пульс угля — 8 июля: угольная промышленность в моменте

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке наблюдалось падение цен ниже 104 долл./т. на фоне снижения газовых котировок и увеличения запасов. Спрос на августовские поставки отсутствовал. Спрэд цен спроса и предложения на сентябрьские суда составлял 102-104 долл./т.

источник фото: CAA

Запасы угля на терминалах ARA поднялись выше 5 млн т. и составили 5.16 млн т. (+0.20 млн т. к 26.06.2024 г.). Газовые котировки на хабе TTF (контракты «на день вперед») по итогам недели показали отрицательную динамику и составили 370 долл./1000 м3 (-23 долл./1000 м3 за неделю).

Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался в диапазоне 105-106 долл./т. Давление на котировки южноафриканского материала оказывал ограниченный спрос со стороны индийских производителей горячебрикетированного железа.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1.85 долл. /т. до 118.37-119.78 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжается снижение цен на уголь в регионах добычи и в портах по причине накопления высокого уровня запасов материала на складах и слабого спроса со стороны промышленности. Участники рынка ожидают, что спрос будет оставаться слабым еще пару недель (до окончания сезона дождей в восточной и южной частях Китая), после чего пик летнего потребления переломит ситуацию с избытком предложения, и можно будет надеяться на умеренное укрепление цен.

Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 15.25 млн т. (+0.22 млн т. за неделю), запасы в 9 крупнейших портах составили 26.68 млн т. (-0.50 млн т. к 26.06.2024 г.).

Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Индекс высококалорийного индонезийского материала 5900 GAR снизился до 92.30 долл./т. (-0.85 долл./т. к 26.06.2024 г.).

Участники рынка ожидают увеличения импорта энергетического угля во Вьетнам по итогам года до 39 млн т. (29 млн т. в 2023 г.). За первое полугодие страна импортировала 19.5 млн т., что на 22.6% больше, чем в аналогичном периоде 2023 г.

Растущая экономика Вьетнама (куда многие китайские компании переносят производство) способствовала росту спроса на электроэнергию. Правительство страны ожидает, что до 2030 г. спрос на электроэнергию будет ежегодно увеличиваться на 10-12%. Это будет происходить на фоне истощения местных месторождений нефти и газа. Кроме того, собственные запасы угля во Вьетнаме состоят преимущественно из высококалорийного материала, тогда как новые электростанции спроектированы на потребление среднекалорийного, который приходится импортировать.

Дополнительным фактором роста спроса на уголь является снижение объемов импорта электроэнергии из соседнего Лаоса. Лаос до недавнего времени являлся главным экспортером электроэнергии, полученной от гидрогенерации, в соседние страны.

Однако рост майнинга криптовалют, на который сейчас приходится более трети спроса на электроэнергию в Лаосе, привел к значительному падению экспортных объемов.

Индексы высококалорийного австралийского угля продолжили движение в боковом тренде (131–134 долл./т.). Росту цен препятствует слабый спрос со стороны азиатских стран (так, импорт энергетического угля Японией за первые 5 месяцев 2024 г. снизился на 5% и составил 48.5 млн т.), сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.

Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил выше 255.00 долл./т. Компания Anglo American была вынуждена остановить работы на шахте Grosvenor в результате возгорания метана 29 июня.

Шахта мощностью 5 млн т. металлургического угля в год располагается в австралийском штате Квинсленд. По данным компании, восстановление работы может занять несколько месяцев. По итогам первого полугодия добыча на шахте составила 2.3 млн т., во втором полугодии планировалось добыть 1.2 млн т. в связи с переносом лавы.

Остановка Grosvenor привела к резкому развороту цен на металлургический уголь. Воспользовавшись неопределенностью с поставками, трейдеры стали повышать цену на августовские отгрузки премиального австралийского материала.

Позже Anglo American заверила клиентов, что все обязательства по поставкам на третий квартал будут выполнены, и в краткосрочной перспективе инцидент не окажет влияния на объем предложения материала на рынке.

Австралийский производитель Foxleigh, южнокорейская POSCO и японская Nippon Steel договорились об отсроченном бенчмарке на уголь PCI (lagged PCI settlement) на второй квартал 2024 г. Он, как и установленная в апреле форвардная цена, составил 181 долл./т.

На рынке угля PCI поддержку ценам продолжает оказывать ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России.

Повышение налога на добычу угля скорректировано

Российское правительство скорректировало предложенные ранее параметры повышения налогов на добычу угля с 2025 г. Надбавка к ставке НДПИ на энергетический и коксующийся уголь по-прежнему устанавливается в размере 10% от превышения пороговых значений в портах Дальнего Востока, при этом цена отсечения была повышена до 120 долл./т. против 100 долл./т. в прежнем варианте, для коксующегося угля – до 167 долл./т. против 140 долл./т. Цена отсечения антрацита будет привязана к ценам PCI в портах Дальнего Востока и составит 135 долл./т. Кроме того, предлагается также учитывать цены в северо-западных и южных портах.

источник фото: CAA Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль может негативно отразиться на добыче и инвестициях. При этом власти не уточняют источника котировок, которые будут учитываться при расчете. На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно. Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.). Поставки российского угля в Китай через п/п в 1 полугодии 2024 г. выросли на 50% Поставки российского угля в Китай через погранпереходы по итогам 1 полугодия 2024 г. составили 9.1 млн т. (+3.1 млн т. или +50% к январю-июню 2023 г.), что обусловлено увеличением отгрузок по Дальневосточной железной дороге, в том числе из Якутии, и продолжающейся переориентацией экспорта в восточном направлении. иображение: CAA Основные экспортные поставки через погранпереходы пришлись на п/п Забайкальск, составив 41%, увеличившись до 3.7 млн т. (+1.0 млн т. к январю-июню 2023 г.). СУЭК продала свои энергетические и логистические подразделения Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) продала свои подразделения в сфере энергетики и логистики, а именно ООО Сибирская генерирующая компания (СГК) и акционерное общество Национальная транспортная компания (НТК). НТК выполняет ключевые функции по логистике и транспортировке угля от месторождений до точек отгрузки или потребителей. СГК включает 9 электростанций и 17 ТЭЦ в нескольких регионах России. Продажа подразделений была осуществлена российским структурам. В середине июня компанией СУЭК были проданы портовые терминалы компании в портах Мурманск, Восточный, Ванино и Туапсе. Восстановление п/п Джалинда—Мохэ сократит расходы экспортеров угля из Якутии Железные дороги Якутии предложили восстановить работу погранперехода Джалинда—Мохэ (Амурская область-Провинция Хэйлунцзян), который позволит угольщикам региона сократить затраты на доставку на 25–30% и обеспечить экспортные поставки в Китай без выхода на перегруженный Восточный полигон. фото РЖД Предполагается, что пропускная способность участка составит 5 млн т., а одним из основных перспективных грузов станет уголь Колмара, Якутугля и других производителей. При этом п/п сократит путь следования якутских грузов на 2 тыс. км, а время доставки — в 2.5 раза. П/п Джалинда—Мохэ в настоящее время не действует, поскольку участок Сковородино (станция Транссиба)—Рейново (станция в Джалинде) протяженностью 68 км законсервирован и почти полностью разобран. В связи с этим необходима достройка инфраструктуры для присоединения к основной сети РЖД. На первом этапе реализации проекта в 2024-2025 гг. предполагается открытие автомобильно-водного пограничного пункта пропуска с устройством понтонного моста через реку Амур. В будущем ожидается строительство железнодорожного моста. Потенциал экспортных поставок угля из Якутии в 2024 году оценивается в объеме 34 млн т., а добыча ожидается на уровне 40 млн т.