Войти в почту

Сломанный телефон и фейковые проекты: как распознать недобросовестного ИT-подрядчика

Бизнес все чаще передает разработку сервисов на аутсорс — такой подход позволяет более гибко распоряжаться ресурсами компании и подстраиваться под быстро меняющиеся рыночные реалии. Чем выше спрос на эту услугу, тем больше предпринимателей хотят заработать в сфере заказной разработки.

При этом далеко не все могут похвастаться выдающимся качеством работы. Как с первой попытки выбрать добросовестного и квалифицированного исполнителя, в колонке для Forbes рассказывает гендиректор ИT-компании QTIM Антон Фокин

Считайте деньги

Первое, на что стоит обратить внимание при выборе подрядчика, — формирование бюджета. Перед тем, как выставить счет, добросовестный исполнитель обсуждает с клиентом его запрос и ожидания, изучает документацию и пр. Итоговая сумма обычно зависит от экспертизы и опыта команды, сроков работы, расходов на разных этапах разработки и пр. Чтобы понять, не запрашивает ли подрядчик лишнего, стоит запросить у него детальную смету. В ней должно быть прописано, какие задачи и в каком объеме будут выполняться. Далее нужно сравнить эти расходы, включая зарплаты специалистов, со средними по рынку. Имейте в виду, что итоговая сумма контракта включает 30% маржи, налоговые сборы, а также 10-20% люфта на случай, если у исполнителя появятся непредвиденные расходы. Если подрядчик сразу предложил фиксированную сумму, есть риск, что впоследствии она вырастет в разы или же в нее заложена слишком большая наценка.

Обращайте внимание на речь

Многие компании говорят с потенциальными клиентами на профессиональном сленге, во многом для того, чтобы запутать и продать ненужные услуги. Например, вам могут сказать: "сделаем продукт на микросервисах, и у вас все будет летать". Меж тем микросервисная архитектура подразумевает под собой разработку отдельных компонентов ИT-системы, которые могут работать и масштабироваться независимо друг от друга. Для разработки и поддержки каждого блока обычно задействуется отдельный человек, поэтому это дорогой в реализации процесс. При этом в 99% случаев в такой архитектуре нет необходимости. Чем добросовестнее подрядчик, тем понятнее и проще он общается с заказчиком и охотнее уточняет детали.

Запрашивайте репозиторий

Мы живем в эпоху интернета, и многие компании хранят примеры своих успешных работ в открытом доступе. Поэтому подрядчик может запросто присвоить себе тот или иной проект. С развитием нейросетей наполнить свое портфолио красивыми кейсами стало еще проще: их можно попросту сгенерировать. Поэтому у потенциального исполнителя вместе с примерами прошлых заказов стоит запрашивать репозиторий — в нем хранится код проекта и все файлы, которые использовались при разработке цифровых продуктов. Обязательно общайтесь с предыдущими клиентами исполнителя — это поможет выявить фейковые работы и другие подводные камни.

Проверяйте состав команды

Многие агентства соглашаются на любые проекты, даже если не обладают нужной экспертизой. Скажем, обещают разработать мобильное приложение, тогда как специализируются на сайтах. Чтобы восполнить недостаток знаний и навыков в той или иной сфере, они обычно нанимают под проект специалистов со стороны. Казалось бы, в чем проблема такого подхода? Без нужной квалификации исполнитель не может оценить компетентность внештатника и результат его работы, а значит, клиент рискует получить неработающий сервис. Чтобы избежать такой ситуации, можно на берегу добавить в договор с подрядчиком запрет на наем внешних сотрудников на проект.

Избегайте сломанного телефона

Еще один красный флаг, который может проявиться уже в процессе работы, — у вас нет прямой связи с командой разработки. Если подрядчик отказывается подключать ко встречам сотрудников и руководителей отделов и обещает самостоятельно передать им ваши пожелания, скорее всего проект отдали субподрядчику. А это чревато срывами дедлайнов. К тому же на выходе вы можете получить совсем не то, что обсуждали на старте.