В Госдуме объяснили резкий рост цен на картошку и свеклу

Плюс 90 и плюс 88 процентов — на столько с начала года подорожали картошка и свекла согласно свежим отчетам Росстата, с которыми в среду, 3 июля, ознакомилась «Парламентская газета». Борщевой набор ощутимо прибавил в цене по сравнению с концом прошлого года — а по отдельным категориям продолжает дорожать до сих пор. С чем связана такая динамика и как долго она будет сохраняться — рассказываем в нашем материале.

В Госдуме объяснили резкий рост цен на картошку и свеклу
© Парламентская газета

Овощи дорожают, яйца дешевеют

Если верить Росстату, по целому ряду позиций цены с начала года уверенно снижаются. Так, заметнее всего подешевели яйца: почти на 16 процентов по сравнению с декабрем 2023 года и на 1,02 процента — к концу июня 2024-го. На шесть с небольшим процентов «похудели» цены на гречку, на два с небольшим — на охлажденную и мороженую курицу, чуть доступнее — на 1,03 процента — стала свинина. Но лидерами в этой категории стали овощи: огурцы, например, сбросили сразу 35 процентов, помидоры — 14.

Впрочем, другие виды сельхозпродукции, наоборот, с начала года в цене заметно прибавили. Главным образом это касается картошки, свеклы и моркови — подорожание по сравнению с концом 2023 года составило 90,3, 88,03 и 64,94 процента, соответственно. Из фруктов недалеко ушли яблоки — плюс 31,41 процента. При этом если по яблокам динамика цен ощутимо замедлилась, но все еще сохраняется положительной: с 25 июня по 1 июля прирост составил 1,54 процента, — то свекла, например, подешевела на три с небольшим процента и, скорее всего, продолжит дешеветь.

«Причину нужно искать у смежников»

В Госдуме, куда «Парламентская газета» обратилась за комментариями, такому всплеску цен на картофель и свеклу удивились. По словам первого заместителя председателя Комитета по аграрным вопросам Олега Нилова, с конца декабря прошлого года не произошло ничего, что могло бы объяснить такую динамику, — и даже с последствиями заморозков, наводнений и штормов мы, по всем прогнозам, должны были столкнуться существенно позже.

«Вероятнее всего, тут вопросы надо задавать не производителям, а смежникам — организациям, которые занимаются хранением продукции, ее транспортировкой и, конечно же, непосредственно продажей, — подчеркнул парламентарий. — Не секрет, что у нас ценовая политика в значительной степени определяется даже не законами рынка как таковыми, а политикой, которую проводят торговые сети. Вероятно, где-то здесь и нужно искать причину подорожания».

Олег Нилов отметил, что в свете происходящего планирует вновь поднять в Госдуме вопрос о принудительном ограничении цен на продовольственные товары, в список которых входит в том числе и борщевой набор. По словам парламентария, рост цен на них не должен превышать естественный уровень инфляции, а лучше — и вовсе стремиться к отрицательным величинам.

Кстати

Ответил Олег Нилов и на вопрос, планируют ли законодатели вводить какие-то дополнительные механизмы регулирования, чтобы заранее приготовиться к последствиям аномальной жары, которая обрушилась на Россию, — в частности, к возможному росту цен на фрукты, овощи и ягоды, урожай которых наверняка пострадает из-за экстремально высоких температур.

«Здесь опять же все должно определяться стандартными рыночными механизмами, — подчеркнул парламентарий. — Наводнения, штормы и засуха — явления не такие редкие, мы умеем с ними справляться, и этот аспект, на мой взгляд, не требует какого-либо специального законодательного регулирования. Так, у нас есть налаженные коридоры поставок, связывающие нас с рядом зарубежных стран, так что в случае нехватки собственных урожаев мы сможем быстро и без проволочек организовать их закупку».