Почему народ бежит с Алтая, если там все так красиво?
Отъезд трудоспособного населения продолжает оставаться одной из ключевых проблем многих (если не большинства) российских регионов. Среди «передовиков» этого нерадостного явления - Алтайский край, где данный вопрос стоит наиболее остро, что подтверждают последние данные статистиков.
В январе-апреле 2024 года его территорию покинули 6847 человек, а прибыли 5907, сообщает ИА «Амител» со ссылкой на данные Алтайкрайстата.
Получается, за четыре месяца население уменьшилось на 940 жителей.
Согласно официальным данным, большинство оставивших край переселились в другие российские регионы — 5515 человек. За пределы России, большей частью в страны бывшего СНГ, отправились 1332 человека (год назад было 1432). Приехали же на Алтай 4350 граждан, причем из стран СНГ — 1557 человек (в прошлом году 2263).
Следует отметить, что в 2023-м за тот же самый период убыль составила 407 человек. В течение 2022 года за пределы Алтайского края на ПМЖ отправились 34,4 тыс человек, в 2021-м — около 30 тысяч. В то же время в 2022 году в край переселились 26,6 тыс человек, примерно столько же было и в 2021-м.
Кстати, еще в феврале 2020 года спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил создать рабочую группу по пяти регионам с самой большой убылью населения, среди которых он назвал и Алтайский край.
Эта группа должна была изучить причины неблагоприятной демографической ситуации и постараться найти решение, которое бы позволило снизить уровень смертности и отъезд жителей через повышение качества жизни и развитие экономики.
Политолог, руководитель Центра политического консалтинга Константин Лукин рассказывается, что экономическое положение определяет особенности миграционных потоков.
- Не секрет, что город Барнаул, столица края, стал в последнее время своего рода транзитной территорией. Люди из сельской местности переезжают в краевой центр, живут здесь некоторое время, после чего уезжают за пределы региона. И такую роль Барнаул выполняет последние лет двенадцать.
«СП»: Но чем это обусловлено?
- Прежде всего тем, что регион у нас дотационный, это определяет экономические особенности. Не всегда у человека получается найти работу, которая бы его устраивала, с достойной зарплатой, плюс уровень жизни у нас ниже того, что имеют жители других регионов. При этом сам Барнаул в целом людьми прирастает, уезжают в основном сельчане.
«СП»: То есть, уникальная природа Алтая людей уже не прельщает?
- Надо сказать, обратный поток в регион тоже присутствует — число приезжающих тоже растет. Но баланс пока не в их пользу. Добавлю, что у нас в первую очередь пустеют сельские территории. Там непросто устроиться на работу, трудно с перспективами и качество жизни хуже, чем в городах.
Надо учесть, что здесь сыграла роль механизация сельского труда. Техника сегодня выполняет многие функции, которые раньше выполняли люди. Можно сказать, что данная тенденция будет сохраняться и в дальнейшем. Кроме того, на селе зачастую нет возможности сходить после работы в кино, на концерт, в клуб или куда-то еще.
«СП»: Что нужно делать для удержания молодежи на селе?
- Вспомнить и переосмыслить старый советский призыв о постепенном стирании граней между городом и деревней. Развивать там социальную, культурную сферу, инфраструктуру. Мы становимся больше городским обществом. И многие родители стремятся отправить своих детей получать образования в города.
Известный на Алтае журналист и телеведущий Артем Кудинов (в своих передачах поднимавший тему покидающих родной край граждан) замечает, что поток уезжающих из региона за последние годы все-таки снизился, хотя переломить тенденцию пока не удалось.
- Если сравнивать с тем, что было еще несколько лет назад, нетрудно заметить, что покидают наш край уже не столь активно. Было время, когда работоспособные граждане, прежде всего молодежь, можно сказать, бежали отсюда за лучшей долей. Сейчас миграционный поток уменьшился.
«СП»: С чем это связано?
- Прежде всего, с факторами безопасности. Как известно, уезжали чаще всего в Москву, Санкт-Петербург, на юг России — на работу, учебу, ПМЖ. Сейчас очень многие родители стараются своих детей в два главных мегаполиса страны на учебу не отправлять и категорически не соглашаются, если те выражают подобное намерение.
На постоянное место жительства на юг страны нередко уезжали, заработав деньги — Краснодарский край, Ростовская область и другие территории. Покупали там жилье и обустраивались в теплых краях.
Но сейчас и в южных регионах, мегаполисах, как мы знаем, небезопасно — с точки зрения продолжающихся не так уж далеко боевых действий и в плане внутренней безопасности, в свете недавних террористических атак. Все это сыграло свою роль в уменьшении миграционного потока, он стал не такой интенсивный.
«СП»: То есть, больше повлияли опасения за безопасность — как собственную, так и близких?
- Не только. Несколько улучшилась социально-экономическая ситуация в регионе. Наблюдается оживление местной промышленности, в первую очередь оборонной, а также сельскохозяйственного производства. Там сейчас довольно высокие зарплаты, наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Поэтому руководители предприятий и различных организаций стремятся привлечь и удержать кадры, особенно молодые. Так что, есть причины оставаться и реализовывать свои способности в регионе — улучшение ситуации в крае и вопросы безопасности вне его.
«СП»: Но все-таки проблемы остаются, раз отъезд людей продолжается.
- Остаются, конечно. Но все-таки сдвиги к лучшему есть. Скажем, улучшение инфраструктуры и ряд других факторов.
«СП»: В ближайшее время, значит, тренд на миграцию из региона сохранится?
- Думаю, люди больше будут уезжать в мегаполисы и крупные города за Уралом — Новосибирск, города Кузбасса, где повыше зарплаты. Несмотря на позитивные изменения, которые я упоминал, зарплаты у нас в крае ниже, чем в соседних регионах, а человеку свойственно стремиться улучшить свое благосостояние.
Думаю, отъезд молодых людей в европейские регионы нашей страны станет меньше — поступать в вузы будут больше в Новосибирской, Томской областях, где очень сильные вузы. Некоторые постараются получить высшее образование в родном крае.