Войти в почту

Пульс угля — 1 июля: угольная промышленность в моменте

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены упали ниже 106 долл./т. Спрос на поставки в июле отсутствовал.

Тематическое фото. источник: CAA

Газовые котировки на хабе TTF (контракты «на день вперед») по итогам недели показали отрицательную динамику и составили 393 долл./1000 м3 (-10 долл./1000 м3 за неделю). Запасы угля на терминалах ARA впервые за два года опустились ниже отметки в 5 млн т. и составили 4.96 млн т. (-0.28 млн т. к 19.06.2024 г.).

Индекс южноафриканского угля 6000 также опустился ниже 106 долл./т. на фоне общего негативного тренда. Южноафриканский ж/д оператор Transnet перенес ежегодные ремонтные работы на с 9-18 июля на последнюю неделю месяца в связи с необходимостью нарастить запасы материала на терминале Richards Bay. Запасы угля в порту снизились до 2.4 млн т. (на 100 тыс. т. меньше аналогичного периода прошлого года). Частые сходы поездов, поломки, кража кабеля и сломанные ж/д пути ограничивают регулярность поставок в порт. По расчетам компании Exxaro, при сохранении текущих темпов по итогам года RBCT перевалит 46.7 млн т. угля, что будет еще ниже прошлогоднего двадцатилетнего минимума в 47.2 млн т.

На прошедшей неделе основные поставки из Richards Bay осуществлялись в Индию (около 680 тыс. т.), кроме того, небольшие объемы были поставлены в Пакистан и Мозамбик.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1.27 долл. /т. до 120.22-121.63 долл./т. по причине накопления высокого уровня запасов материала на складах, низкого спроса со стороны химической и металлургической промышленности, а также продолжающимися ливневыми дождями в восточных и центральных провинциях. Повышение уровня воды в реках привело к росту гидрогенерации, что негативно сказалось на генерации на основе угля.

Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 15.03 млн т. (+0.38 млн т. за неделю), запасы в 9 крупнейших портах составили 27.18 млн т. (+0.13 млн т. к 19.06.2024 г.).

Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался без изменений на уровне 93.00 долл./т. Ряд индонезийских производителей выполнили план по долгосрочным контрактам с начала года на 80%, что позволяет им в настоящий момент держать цену. Также некоторую поддержку спотовому рынку оказывает снижение добычи и нарушенная логистика поставок в порты из-за продолжающихся дождей в ряде районов Южного Калимантана и на Суматре. При этом на рынке индонезийского материала наблюдается рост спрэда меду ценами спроса и предложения.

С другой стороны, высокие запасы угля в Китае и Индии приводят к ограниченному спросу со стороны потребителей. В части регионов Индии начинается сезон дождей, что поставит на паузу многие инфраструктурные проекты и снизит спрос со стороны металлургов и производителей цемента, а также приведет к росту гидрогенерации.

Индексы высококалорийного австралийского угля 6000 в течение недели колебались в районе 131–132 долл./т. на фоне слабого спроса со стороны азиатских стран. Превышающие средние сезонные показатели температуры в Японии и других частях Азии в сочетании с накопленными запасами на угольных электростанциях удерживают покупателей от заключения срочных сделок.

Кроме того, давление на рынок угля оказывают сравнительно низкие цены на СПГ. Цены с поставкой в Японию и Южную Корею в августе-октябре снизились до 12.45–12.60 долл./МБТЕ (-0.3 долл./МБТЕ за неделю) на фоне невысокого спроса. По данным участников рынка, азиатские покупатели СПГ могут легко пополнить запасы на спотовом рынке по низким ценам или забрать перенаправленные грузы Европы, где наблюдается избыток предложения.

Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 239.00 долл./т. Котировки PCI опустились в район 185 долл./т. Спрос со стороны Японии на спотовые поставки премиального металлургического угля HCC остается невысоким, так как потребители обеспечены поставками по долгосрочным контрактам. Кроме того, спрос на сталь в стране остается низким из-за слабого положения автомобильного сектора и сложностей на экспортном рынке, где все труднее конкурировать с китайскими производителями стали. Между тем, индийские потребители ожидают дальнейшего снижения цен, аргументируя это достаточным количеством материала, предлагаемого на спотовом рынке, с одной стороны, и затишьем в сталелитейном секторе во время муссонов с другой. Спрос со стороны Китая также ограничен благодаря доступности монгольского материала в качестве альтернативы.

На рынке угля PCI поддержку ценам оказывает ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России. Кроме того, часть потребителей вынуждена переориентироваться на австралийский уголь из-за сложностей в проведении платежей за российский материал.

Экспорт российского угля через Иран оказался нерентабельным

Российское правительство планирует использовать международный транспортный коридор Север-Юг (МТК) для экспорта угля с целью разгрузить Восточный полигон. При этом подобные поставки остаются экономически нецелесообразными из-за высоких транспортных издержек и недостаточной пропускной способности имеющейся инфраструктуры.

Тематическое фото. источник: CAA

В июне этого года пробную партию угля в объеме менее 10 тыс. т. отгрузила компания Сибуглемет. Восточный маршрут по МТК из Кузбасса по ж/д через Казахстан-Туркмению до экспортного порт Ирана (Бендер Аббас) составляет чуть менее 6800 км. Однако комплексные транспортные расходы превышают 200 долл./т. даже без учета фрахта до Индии, что делает экспорт убыточным на фоне низких цен на международном рынке.

При этом маршрут по западному направлению через Азербайджан остается невозможным, поскольку строительство недостающего ж/д участка Астара-Решт (192 км) будет продолжаться до 2028 г., а транскаспийское направление ограничено мелководностью портов в Каспийском море и дефицитом флота.

Экспорт по МТК также осложняется тем, что ширина колеи в Иране составляет 1435 мм (в России 1520 мм) и не позволяет обеспечить бесшовное ж/д сообщение. Кроме того, железные дороги Ирана в основном представляют собой однопутные неэлектрифицированные ветки.

Ввиду лимитирующих факторов увеличение объемов поставок угля по МТК в среднесрочной перспективе представляется маловероятным, в связи с чем предложение российского материала на экспортном рынке будет по-прежнему сдерживаться ограниченной пропускной способностью инфраструктуры Восточного полигона и других направлений, а также высокими ж/д тарифами и растущей себестоимостью. Дополнительное давление на российских поставщиков продолжают оказывают санкции и низкие котировки угля.

Совокупный российский экспорт в январе-мае текущего года сократился до 80.6 млн т. (-9.6 млн т. или -10.6% к январю-маю 2023 г.), при этом экспорт через южные порты упал на 55.6% до 5.9 млн т. (причина – высокие ставки перевалки в Тамани), через северо-западные порты – на 11.5% до 23.3 млн т.

Владелец Сибантрацита рассматривает покупку порта в Приморском крае

Группа Сибантрацит рассматривает возможность приобретения угольного порта Вера на Дальнем Востоке. На данный момент у Сибантрацита нет собственного порта и выхода на Тихоокеанско-Азиатский рынок, и компания экспортирует свою продукцию через порты Северо-Запада и Юга. Использование портов Северо-Запада и Юга делает транспортировку угля более дорогой в случае поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в настоящее время являются основным рынком сбыта для российских поставщиков угля. При поставках на рынок АТР фрахтовые ставки из дальневосточных портов значительно ниже, чем из портов европейской части России.

Сибантрацит – один из крупнейших поставщиков угля из России на мировой рынок. В прошлом году общий объем экспорта угля составил 22,5 млн т., что составляет более 10% от общего российского экспорта угля. Разрезы предприятия расположены в Новосибирской области и Кузбассе.

Угольный порт Вера является одним из крупнейших портов на Дальнем Востоке. В 2023 году порт перевалил 7,5 млн т. угля или около 7% от перевалки российского угля в портах Дальнего Востока.

На данный момент Порт Вера находится под управлением УК Эльгауголь, которая занимается строительством собственного угольного терминала на берегу Охотского моря. Через порт Вера переваливается уголь Огоджи и Эльги (Эльгауголь).