Евросоюз нащупал уязвимое место русской «брони». Это марганец
14-й пакет санкций, введеный только что ЕС, поставил под угрозу доставку в Россию марганца. Почему именно его? Марганец – незаменимый элемент производства в ОПК. Без него невозможна надежная танковая броня. Используют марганец в ферросплавах, которые значительно улучшают свойства металла: повышают его прочность и твёрдость.
Чёрная металлургия, машиностроение, ОПК не обойдутся без этого сырья. Но проблема в том, что потребление марганцевой руды в России полностью зависит от импорта. Ежегодно в Россию ввозится в среднем около двух миллионов тонн марганца.
Теперь его доставка в нашу страну – под угрозой.
На сегодня крупнейшими поставщиками марганцевой руды в Россию являются ЮАР, Габон и Индия. Из этих стран напрямую в РФ попадает 20%, 5% и 5% соответственно от общего объема импорта марганца. Остальное - экспортируется международными трейдерами из Европы транзитом через порты Латвии и Эстонии.
Однако 14-й пакет санкций против России ограничил поставку в Россию товаров, которые «способствуют укреплению промышленного потенциала России». В этом списке оказались соединения редкоземельных элементов и пластмассы. Среди прочего под запрет попал экспорт в Россию и марганцевых руд.
В России есть собственные месторождения марганца. Например, перспективное Томтор в Якутии. Оно могло бы решить проблему на многие десятилетия. Но его еще нужно осваивать. И сразу возникает вопрос: кто будет инвестировать в разработку якутского месторождения? Желающих до сих пор не нашлось.
Есть у нас и Усинское месторождение марганца в Кемеровской области. Оно может быть освоено в относительно короткие сроки, и его запасов хватило бы надолго — их оценивают в 127,7 миллиона тонн, это 45% всех известных в России запасов марганца. Правда, марганцевые руды Усинского месторождения - с невысоким содержанием марганца. И все же это лучше, чем ничего.
Почему мы не используем собственные ресурсы? С таким вопросом «СП» обратилась к политологу, зам. декана мировой экономики и политики ВШЭ Андрею Суздальцеву.
- Раньше основные месторождения марганца были на Украине. В России они тоже есть, но экономисты подсчитали: добыча нашего марганца дороже, чем импортные поставки. Даже с доставкой из ЮАР это дешевле, чем разработка собственных рудников. Выгоднее сэкономленные на этом деньги направить непосредственно на изготовление танковой брони. На Западе это понимают, и это их беспокоит.
«СП»: Почему мы не можем возить марганец из ЮАР, Габона и Индии? Ведь эти страны не имеют прямого отношения к СВО. Под вопросом и транзит марганца через порты Латвии и Эстонии. Но мы давно пытаемся доставлять грузы, минуя прибалтов. Или нет?
- Суть 14-го пакета санкций ЕС в том, что он накладывает вторичные санкции. То есть ЕС может ввести санкции против ЮАР, Габона и Индии, откуда Россия завозит марганец. Не так давно Индия попала под вторичные санкции после поставок России небольшой партии алюминия. Так что придется искать обходные пути.
Что касается прибалтов, тут, как ни странно, все проще. Страны, которые занимают жесткую политическую позицию по отношению к России, как правило, любят на России зарабатывать. Так что санкции – это счастье для тех, кто использует «серые схемы». В том числе и для прибалтов.
«СП»: Выходит, надо искать варианты, если напрямую транзит марганца в Россию невозможен?
- Это достаточно рискованная схема. Дело в том, что помимо вторичных санкций, под которые могут попасть страны-экспортеры марганца, под санкциями находится еще и танкерный флот. Так что вероятнее всего - да, придется искать новые варианты.
По мнению экспертов, обходных путей существует сразу несколько.
Можно импортировать марганцевую руду из африканских и южноамериканских стран через китайские порты и далее отправлять её по железной дороге через Казахстан; через Турцию и Иран, используя Каспийское море. Также можно ввозить марганец через порты Чёрного моря, к примеру, Новороссийск. Эти маршруты могут быть длиннее и дороже, но они помогут обойти европейские санкции», — предполагает промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. Он также считает, что завозить марганец в Россию можно через Ленинградскую область, либо порты Чёрного моря или Дальнего Востока.
Директор по стратегии «Финама» Ярослав Кабаков считает, что в условиях новых ограничений России придется искать маршруты для доставки сырья через Китай, Казахстан, Иран и Турцию.
Новые санкции скорее всего приведут к увеличению цен на марганцевую руду в РФ. Произойдет это по нескольким причинам. Во-первых, вырастут логистические затраты на ее доставку. Во-вторых, снизится доступность для отечественных предприятий, что может привести к дефициту марганцевой руды в России.
Есть, правда, и еще один, запасной вариант. Помимо импорта марганцевой руды Россия закупает марганцевые ферросплавы (ферромарганец и ферросиликомарганец) - в Грузии, Казахстане и Норвегии.
Так что в любом случае наши танки без брони не останутся, сколько бы пакетов санкций в ЕС не изобретали. Несмотря на все усилия, западные страны не смогли подорвать российский ОПК и добиться сокращения производства вооружений. Выпуск снарядов, ракет, бронетехники, дронов вырос в разы.Что касается обхода санкций, то, как выяснилось, нет ничего невозможного. Россия по-прежнему может импортировать нитроцеллюлозу из Германии, Турции и Тайваня, а также другое сырье для взрывчатых веществ со всего мира, чтобы продолжать быстро наращивать производство боеприпасов.
В результате, за период с начала СВО Россия увеличила производство: 152-миллиметровых артиллерийских снарядов — в 5,3 раза, снарядов для реактивных систем залпового огня «Град» — в 15 раз, «Ураган» — в 6 раз; крылатых ракет Х-101, наиболее активно используемых в Украине, — в 7,5 раза; ракет 9M723 «Искандер» — более чем в 3 раза.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, - в теме «Свободной Прессы».