В резонансный законопроект о Байкале внесли новые поправки
В Госдуме готовят ко второму чтению резонансный закон об охране Байкала. 24 июня его планируется обсудить на заседании экспертного совета в Госдуме, пишет РБК. До этого документ почти год лежал без движения — в первом чтении он был одобрен в июле прошлого года. Ко второму чтению в законе «Об охране озера Байкал» планируется изменить четыре статьи. В первом чтении внести поправки хотели только в одну статью и включить нормы о сплошных рубках. Площадь в Байкальской природной территории составляет более 360,5 тысячи квадратных километров. Само озеро — это ее десятая часть, 31,5 тысячи. Одна из новаций ко второму чтению — появление частной собственности в пределах границ населенных пунктов, которая сейчас на этой территории запрещена. Планируется разрешить строительство жилых домов, гаражей и ведение садоводства на этих участках при условии, что собственниками будут являться исключительно граждане России. При этом у многих населенных пунктов сейчас установленных границ нет. Также есть населенные пункты, например, село Заречье в Бурятии, где существует так называемый двойной учет. В ЕГРН — это территория населенного пункта, которая в 2021 году была увеличена вдвое. А по документам лесного фонда — эта часть до сих пор входит в лесной фонд, говорит эксперт природоохранного проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин:
Михаил Крейндлин эксперт природоохранного проекта «Земля касается каждого» «Это было незаконно, потому что в 2021 году был запрещен какой-либо перевод из земель лесного фонда в другие категории. Тем не менее сейчас это есть. Это не единственный пример, иначе все эти земли почему-то становятся землями населенных пунктов, вне зависимости от того, что написано в ЕГРН, — могут застраиваться. Это очень много, потому что таким образом населенный пункт мог расползаться практически как угодно».
Также в новых поправках написано, что запрещаются сплошные рубки в границах земель лесного фонда и особо охраняемых территорий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, в защитных лесах разрешены сплошные рубки не только погибших насаждений, в том числе от огня, но и поврежденных насаждений, а также рубки под строительные объекты. К ним относятся гидротехнические сооружения, системы защиты от селей, тепловые и электрические сети, водопроводы, линии связи, дороги и другие объекты. Кроме того, допускается перевод земель лесного фонда в другие категории для создания или расширения кладбищ, а также для создания противопожарных разрывов. В документе также говорится, что этот запрет касается только земель лесного фонда и особо охраняемых природных территорий. Но в границах Байкальской центральной экологической зоны есть и другие земли: сельскохозяйственные и особые экономические зоны — «Байкальская гавань» и «Ворота Байкала». Фактически это означает, что все такие леса в границах ОЭЗ, а это более четырех тысяч гектаров, могут быть вырублены и застроены рекреационными объектами, что приведет к серьезнейшему нарушению природных комплексов. Продолжает Михаил Крейндлин:
«И опять же с этим корреспондируется еще одна норма этого закона, которая снимает запрет, который содержался в варианте первого чтения, — на расширение территорий особых экономических зон. Там написано, что этого не может быть, а здесь написано, что изменение границ, включая расширение, возможно в порядке, установленным правительством. Соответственно, эти «особые экономические» могут расползаться, могут вырубаться и застраиваться на гораздо больших площадях, чем они даже есть сейчас».
Кроме того, по мнению эксперта, сплошная рубка погибших деревьев — это завуалированный способ получать коммерческую древесину.
Но есть и другое мнение. Нынешние нормы о запрете любого строительства на Байкальской природной территории ограничивают возможности как экологической защиты самого озера, так и социальной защиты населения, которое на этой территории проживает, считает доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве РФ Игорь Семеновский:
Игорь Семеновский доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве РФ «Невозможно построить в Слюдянском районе Иркутской области селезащитные сооружения. Эти сооружения нужны для того, чтобы отходы бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината не смыло в озеро. Это шесть млн тонн отходов, которые лежат на берегу озера Байкал в картах-накопителях. Прям подсчитано все до деталей — необходимо срубить 1961 дерево, но по действующему закону запрещены сплошные рубки. Другой пример — строительство очистных сооружений. У нас сейчас только в 21 населенном пункте на Байкале из 160 есть очистные сооружения. Населенные пункты окружены лесом. Во многих населенных пунктах физически нет возможности внутри населенного пункта разместить очистное сооружение. То есть для этого тоже необходимо убрать минимальный объем древесины. Можно еще привести ряд других примеров — про мосты, про транспортную инфраструктуру. Люди не имеют нормальных условий для жизнеобеспечения. То есть, например, взять сельскую ипотеку. Для этого нужно, чтобы у тебя в собственности была земля. У людей в собственности ее нет, они в аренде ее держат».
Также местные жители не могут использовать материнский капитал для строительства жилья — для этого земля должна быть в частной собственности.