Лосось платежом красен

У лососей свои нюансы

В июле 2023 года были приняты изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которые, в том числе, касались новых правил подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком без торгов на долгосрочный период. Однако механизм взимания платы за закрепление места промысла, предложенный Минсельхозом РФ, получил широкий резонанс. Инициатива ведомства о единовременной 100-процентной оплате за перезаключение договора на 20 лет вызвала немало вопросов в отрасли, которая на сегодняшний день характеризуется высокой закредитованностью.

Рыбаки заявили, что введение одномоментного платежа будет крайне обременительным, причем наиболее сильно это может отразиться на тех, кто занимается промышленным ловом лососевых.

«Краткосрочность лососевой путины в дополнении с очень высокой долей рутинного ручного труда на ставных неводах всегда означает наличие избыточного запаса рабочей силы, чего нет на других видах промысла. С учетом дефицита трудовых ресурсов это очень высокий уровень условно-постоянных издержек, которые невозможно уменьшить в условиях небольшого промысла…Это означает, что в себестоимости есть величина, которую невозможно уменьшить», – пояснил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Тематическое фото. автор/источник: Konstantin Baidin/Shutterstock

При этом структура лососевого промысла серьезно отличается от минтаевого, трескового или крабового, где порядка 80-85% вылова приходится на 20 крупных компаний. Тогда как в добыче красной рыбы такие игроки занимают не более 40%. Основными участниками лососевой путины выступают небольшие предприятия, для которых цена и доступность кредитных ресурсов совершенно иная, обратил внимание Герман Зверев.

Кроме того, этот сегмент отрасли более высокорискованный из-за существенных колебаний объема добычи лососей. Во время лососевой путины 2020 года было добыто 299,7 тыс. т, 2021-го – 538,7 тыс. т, 2022-го – 272,1 тыс. т, 2023-го – 608,3 тыс. т. К примеру, коэффициент изменчивости вылова горбуши в пять раз выше аналогичного показателя для минтая.

Вместе с тем само введение платежей отраслевым сообществом даже не обсуждается, заверил президент ВАРПЭ: «Плата за пользование рыболовными участками, как фискальный платеж, необходима. Здесь нет никаких разногласий с Росрыболовством, Минсельхозом, Минфином».

Стоит сказать, бюджетный эффект от нововведения в 2025-2045 годах оценивается в 341,7 млрд руб., подсчитал Центр отраслевой экономики Научно-исследовательского института (НИФИ) Минфина.

Размер имеет значение

Согласно подготовленной методике, суммарный платеж при заключении договоров пользования рыболовными участками для добычи лососей может составить 92 млрд руб. При этом ориентировочный размер сбора по 97 базовым предприятиям на Камчатке (на долю этого региона приходятся основной объем вылова красной рыбы) – 66,2 млрд руб. или в среднем 683 млн руб. на одно юрлицо.

Расчеты показывают, что единовременный платеж приведет к совокупному убытку только для рыбаков Камчатского края в размере 70,6 млрд руб. Создаются серьезные риски банкротства для 59 предприятий в период с 2025 по 2027 год. «Эти законодательные изменения, в таком виде, в каком есть сейчас, полностью разрушат рыбную отрасль в Камчатском крае», – подчеркнула зампред регионального правительства Юлия Морозова.

По ее словам, при 100-процентном внесении платы две трети предприятий закрываются сразу в течение трех лет.

Соответственно, выходом видится возможность разбивки сбора на две части: первая вносится сразу, вторая – в течение определенного периода. Рассматривается несколько подходов: плата частями (25% в 2025 году, остальные 75% пропорционально объему вылова на протяжении 20 лет), равными платежами на протяжении 20 лет и плата пропорционально выловленному объему рыбы.

з-за существенных колебаний объема добычи лососей этот сегмент отрасли считается высокорискованным. Konstantin Baidin/Shutterstock

Немаловажный вопрос – как должен распределиться сбор между региональным и федеральным бюджетами. В частности, власти Камчатки предлагают направлять 25% платежа, который будет вноситься разово, в казну РФ. 75% платы должно пойти региону, и эту сумму можно будет внести с рассрочкой на все 20 лет действия договора.

С таким подходом согласны в Минвостокразвития, сообщил директор департамента инвестиционного развития и международного сотрудничества ведомства Олег Вахтин. «Камчатский край – это большинство вылова, большинство переработки, поэтому с учетом опыта региона и тех предприятий, которые есть на его территории, наверное, за флагманскую позицию надо брать эту позицию», – считает он.

Согласно анализу, если единовременно выплачивать 25% платежа, а остальные с определенным временным лагом, размер убытка рыбаков сокращается с 70,6 млрд руб. до 20,9 млрд руб., проинформировал Герман Зверев. При этом все предприятия из зоны риска банкротства выходят.

Платеж на двоих

В Министерстве сельского хозяйства РФ не возражают против рассрочки по взиманию платы. На данный счет проводились консультации с Минфином, показавшие, что это возможно, уточнил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац. Такая инициатива должна быть законодательно закреплена, как и по вопросу распределения поступлений платы между регионами и федеральным бюджетом, добавил он.

Парламентарии подготовили концепции соответствующих законопроектов. Правда, потребуется еще их оформление и обоснование.

Что касается пропорции деления платы между федеральным и региональным бюджетами, то по инициативе распределения большей части сбора на уровень региона вряд ли будет достигнуто согласие, выразил сомнение первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Порядка 70 млрд руб. выпадение из федерального бюджета, кто нам согласует это? Напряжение бюджета достаточно серьезное, думаю, это вызовет сложности», – сказал сенатор.

Он предложил разбивку платежа: 70% – в федеральный бюджет, 30% – в региональный. «Это цифра как-то обоснована, потому что существует комплексная программа развития сельских территорий, по которой, как доложило Министерство сельского хозяйства, определенные деньги на муниципальные районы, приближенные к океанам и морям, даются. Более того они не всегда осваиваются», – обратил внимание Сергей Митин.

Относительно периода рассрочки предлагается ограничиться тремя годами. «Будь моя воля, я бы сказал 20 лет. Но как это сделать, не представляю, как чиновник. Потому что есть бюджетный цикл, бюджетный процесс… просто нашим коллегам из других министерств будет хороший повод нам отказать», – пояснил парламентарий.

В свою очередь сенатор от Камчатского края Борис Невзоров утверждает, что рассрочка на три года по большому счету не даст рыбакам ничего. Поэтому дальнейшая проработка вопроса с регионами и федеральными органами исполнительной власти, по всей видимости, будет продолжена.