Газпромбанк: без переходного финансирования невозможно достичь климатических целей

В текущем году Россия председательствует в объединении БРИКС, и на этом фоне запущено значительное число инициатив, в том числе по переходному финансированию и созданию углеродного рынка БРИКС. О том, какие проекты Россия намерена запустить в текущем году в объединении, каковы нюансы переходного финансирования и для чего нужна Ассоциация БРИКС по устойчивому развитию БРИКС, — в интервью агентству ТАСС первого вице-президента Газпромбанка Екатерины Салугиной-Сороковой.

Газпромбанк: без переходного финансирования невозможно достичь климатических целей
© ТАСС

— Екатерина, в текущем году Россия получила председательство в объединении БРИКС. По вашему мнению, какие ключевые задачи в области переходного финансирования и устойчивого развития станет возможным решить благодаря этой преференции для нашей страны?

— Газпромбанк ведет активную работу в рамках Делового совета БРИКС, являясь председателем целевой подгруппы по "зеленому" финансированию (подгруппа входит в состав рабочей группы по финансовым услугам и инвестициям, которой руководит РФПИ). На этой площадке мы активно работаем вместе с другими ключевыми участниками российского рынка и прорабатываем ряд инициатив, связанных с устойчивым развитием, которые интересны России и другим странам — участницам объединения. Одна из ключевых — создание концепции переходного финансирования БРИКС. Эта тема обсуждалась и на полях ПМЭФ.

Много лет на международных площадках говорили только о "зеленом" финансировании — о привлечении средств в "зеленое" строительство, возобновляемую энергетику и так далее. А переходное финансирование, направленное на снижение выбросов парниковых газов в углеродоемких отраслях, не обсуждалось. Однако в последнем отчете Международной группы экспертов по изменению климата говорится о том, что необходимо максимально сократить выбросы парниковых газов в "критическое десятилетие", то есть в период до 2030 года. Добиться этого невозможно, вовлекая в достижение климатических целей только "зеленые" отрасли, и в прошлом году на последней Конференции сторон (рамочной Конвенции ООН об изменениях климата — прим. ТАСС) переходное финансирование стало одной из важных тем для обсуждения. На пространстве БРИКС эту тенденцию поддерживают, так как в странах высока доля углеродоемких производств.

Газпромбанк выступил с инициативой разработать концепцию переходного финансирования стран БРИКС и подготовил ее текст. Мы доработали документ совместно с российской частью нашей целевой подгруппы в Деловом совете, и сейчас он проходит согласования с нашими зарубежными коллегами.

— Как будет развиваться переходное финансирование на фоне расширения сотрудничества с коллегами по БРИКС в климатической сфере?

— Документ, инициированный российской стороной, нацелен на то, чтобы углеродоемкие отрасли, которые не имеют доступа к "зеленому" финансированию, смогли привлекать средства на снижение выбросов. Нам нужно определить, какие инвестиции в углеродоемких отраслях соответствуют целям устойчивого развития, и сделать их частью климатического финансирования. Вот в чем задача, если говорить совсем просто.

При этом параметры "зеленого" финансирования уже определены, этот вопрос в высокой степени проработан. А вот вопросы переходного финансирования только предстоит прорабатывать. Для развития переходного финансирования в мире в ряде случаев требуется определить критерии, методологическую базу по аналогии с той, что существует по "зеленому" финансированию. В России, например, такая база на сегодняшний день уже есть — это критерии адаптационных проектов в национальной таксономии.

— Помогут ли в этом наработки в части "зеленого" финансирования? Ускорят ли процесс подготовки документов для переходного?

— Тот путь, который пройден по "зеленому" финансированию, безусловно, поможет сблизить подходы стран БРИКС к переходным финансам и выработать согласованную позицию.

— Раз вы как раз затронули тему сближения подходов, у меня следующий вопрос. Сейчас уже идут переговоры о взаимном признании таксономии либо формировании единых подходов к этому в рамках "зеленого" финансирования. Можете ли вы дать экспертную оценку текущей стадии переговоров в этой части? Ожидать ли некой единой таксономии, или следует отказаться от этой идеи и заменить иными инструментами?

— Формирование единого рынка "зеленых" облигаций — конечно, сложный и длительный переговорный процесс. Говорить о едином рынке пока рано, сначала нужно синхронизировать таксономии. В ряде стран они привязываются к мерам стимулирования, которые тоже не синхронизированы. Поэтому в силу такой неопределенности эмитенты все равно будут предпочитать национальную таксономию, здесь нам предстоит долгий путь.

Но услуги верификаторов могут стать общими гораздо раньше, и как раз этот процесс уже начался. В частности, соответствие дебютного выпуска "зеленых" облигаций Газпромбанка принципам российской таксономии в ноябре 2023 года подтвердил китайский верификатор. И это вызвало серьезный позитивный отклик на рынке, так как фактически стало примером того самого мягкого сближения, к которому мы все стремимся.

—Интересно. А можете рассказать, какие инструменты в части "зеленого" и, может быть, даже переходного финансирования сейчас предоставляет Газпромбанк? Какие из них наиболее популярны? Или какие требуют корректировок?

— Газпромбанк активно ведет работу на долговом рынке и только в прошлом году организовал семь выпусков облигаций для шести эмитентов в трех форматах ответственного финансирования. В этой части мы закрепили лидерство среди организаторов. Кроме того, мы впервые выпустили собственные "зеленые" облигации на 15 млрд рублей, а еще совместно с ДОМ.РФ разместили первый в России выпуск ипотечных облигаций устойчивого развития — он обеспечен портфелем "зеленых" и социальных жилищных кредитов. Работа проделана большая.

Если говорить о популярности инструментов, размещенных банком в 2023 году, то среди выпусков ответственного финансирования доминировали "зеленые" облигации, но тренд на увеличение доли социальных облигаций тоже присутствует — она составила примерно одну треть. А еще в прошлом году банк начал организовывать размещение облигаций в формате устойчивого развития — то есть с наличием "зеленых" и социальных проектов в одном выпуске.

— А в чем цель создания Ассоциации БРИКС по устойчивому развитию? И какие вопросы в ее рамках планируется обсуждать?

— Сложность формата БРИКС в том, что найти консенсусы достаточно непросто. Государства о чем-то договариваются, принимают какие-то решения, а дальше их нужно реализовывать. И за этим стоит огромная работа: логистическая, административная, которую фактически некому делать, потому что нет секретариата.

— То есть этот функционал на себя приходится брать частным компаниям?

— Именно. Инициатива по созданию Ассоциации устойчивого развития была озвучена еще в 2019 году. Уже тогда было ясно, что благодаря ей заинтересованные компании и институты развития могли бы объединиться и заняться реализацией инициатив, согласие по которым достигнуто. На площадке ассоциации мы намерены собрать экспертов, которые бы прорабатывали общие подходы к устойчивому финансированию и углеродным рынкам.

Газпромбанком подготовлен первый драфт соглашения о создании ассоциации, инициатива согласована с председателями рабочих групп российской части Делового совета БРИКС и получила поддержку зарубежных участников целевой подгруппы по "зеленому" финансированию, где Газпромбанк является председателем. Стартовое заседание ассоциации планируем провести на полях Делового форума БРИКС в конце октября в Москве.

— То есть основные инициативы Газпромбанка в БРИКС связаны с переходным финансированием и созданием ассоциации? Есть ли еще какие-то проекты, которые хотите реализовать, пока не закончится председательство России в объединении?

— Инициатив основных три. Это действительно утверждение концепции переходного финансирования и создание Ассоциации устойчивого развития БРИКС. И третья — запуск единой инфраструктуры углеродного рынка БРИКС. Вот тут тоже предстоит огромный пласт работы. Необходима единая методология для климатических проектов, утвержденный общий перечень верификаторов. Возможно, создание инфраструктуры учета углеродных единиц — но это более далекая перспектива. Все эти вопросы требуют экспертной проработки и всяческого активного участия.

Кроме того, в этом году мы поддерживаем платформу энергетических исследований БРИКС, которая проводит аналитические исследования по вопросам развития энергетического сектора в странах объединения, а также Женский деловой альянс БРИКС с конкурсом лучших стартапов для женщин-предпринимателей.

Также в преддверии саммита БРИКС, который пройдет в октябре в Казани, банк уже в четвертый раз выступит генеральным партнером глобального форума Ecumene. Это единственная в России площадка, действующая при поддержке ООН. Ее отличает высокий уровень международного представительства и качественный подбор экспертов. И каждый раз дискуссии на этой площадке вносят хороший вклад в развитие экспертного взаимодействия для достижения всех тех инициатив, о которых мы с вами сегодня говорили.