В России может появиться туристический налог

Основные новации, предложенные Министерством финансов в налоговое и бюджетное законодательство, — установление прогрессивной шкалы НДФЛ, изменение налога на прибыль и НДПИ для производителей минеральных удобрений и добычи некоторых видов твердых полезных ископаемых. Также Минфин поддержал предложение Совета Федерации по введению акциза на медицинский спирт, в связи с чем прогнозируются приличные дополнительные налоговые поступления. Еще одно полезное нововведение, сулящее дополнительные доходы регионам и местным бюджетам, — повышение налогов на дорогостоящее имущество. Кроме того, ко второму чтению будет рассмотрена инициатива парламентариев по закреплению в законодательстве курортного сбора. О преимуществах налоговых усовершенствований на круглом столе в Совфеде 10 июня рассказал замминистра финансов Алексей Сазанов.

В России может появиться туристический налог
© Парламентская газета

Аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин признал, что заявленные инициативы с точки зрения справедливости служат задачам, которые поставил Президент в своем Послании Федеральному Собранию. Но вот некоторые детали заставляют задуматься. К примеру, неясно, почему разница в предложенном налогообложении между теми, кто получает свыше 5 миллионов рублей и 50 миллионов, составляет всего 4 процента (18% и 22% соответственно). По словам аудитора, некоторая несоразмерность здесь присутствует.

Курортный сбор для всех

В конце 2024 года заканчивается проведение эксперимента по введению курортного сбора, поэтому еще в апреле председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила вернуться к вопросу расширения этой меры. Она поручила разработать законопроект, который наделит регионы правом вводить такой налог, и обеспечить его принятие до конца года.

По мнению зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александра Шендерюк-Жидкова, в рамках предложенных Минфином изменений Налогового кодекса «видится целесообразным введение туристического налога с зачислением поступлений по нему в местные бюджеты». При этом доходы от его уплаты не должны учитываться при определении уровня расчетно-бюджетной обеспеченности субъектов и при распределении дотаций на ее выравнивание.

Нововведение, считает сенатор, позволит существенно увеличить поступления в местные бюджеты курортных муниципалитетов, которые станут направлять собранные средства на развитие туристической инфраструктуры. «Это, несомненно, скажется положительно на туристической привлекательности нашей страны», — пояснил Шендерюк-Жидков.

Замминистра финансов Алексей Сазанов заверил, что инициативу проработают совместно с парламентариями. «Мы вместе с Государственной Думой, с Советом Федерации будем ко второму чтению прорабатывать эту инициативу в установлении определения туристического налога в Налоговом кодексе. И, соответственно, если у нас будет готовая, согласованная всеми концепция, конечно, она ко второму чтению также будет внесена», — отметил замминистра.

Напомним, в декабре 2022 года вступил в силу закон, который продлил на два года эксперимент по взиманию курортного сбора. Власти регионов с курортными зонами могут устанавливать и взимать курортный сбор до 31 декабря 2024 года. Эксперимент продолжается в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, в Крыму, Санкт-Петербурге и на федеральной территории «Сириус» в Сочи. Каждый регион сам решает, будет ли он в нем участвовать. Размер курортного сбора не должен превышать 100 рублей в сутки, и по решению властей он может отличаться в зависимости от сезона или города. Сбор также могут на время отменить.

На поддержку семей и экономики

Объясняя цели предложенных ранее Минфином новаций в области налогового законодательства, глава бюджетного Комитета Совфеда Анатолий Артамонов отметил, что в первую очередь они направлены на сокращение неравенства как в обществе, так и в социально-экономическом развитии регионов, «в обеспечении более справедливого распределения налоговой нагрузки, усилении стимулирующей функции налоговой системы».

«Следует отметить, что меры по совершенствованию налоговой системы должны сделать ее еще более справедливой и сбалансированной. Она должна отвечать интересам общества, интересам экономики и направлена на поддержку семей с детьми. Это в качестве главной задачи поставлено было Президентом в его Послании», — уточнил сенатор.

Одна из основных новаций, напомнил он, состоит в установлении прогрессивной шкалы НДФЛ. Согласно поправкам, внесенным в Госдуму 3 июня, ставка налога в 13% останется той же при годовом доходе до 2,4 миллиона рублей, при доходе 2,4-5 миллионов рублей в год она увеличится до 15%. Доход 5-20 миллионов рублей будет облагаться налогом в 18%, 20-50 миллионов — налогом в 20%, а ставка в 22% затронет тех, чей годовой доход превышает 50 миллионов.

Такие заявленные нововведения, по оценкам Андрея Батуркина, служат задачам, «о которых говорил Президент в своем Послании с точки зрения справедливости».

«И это действительно попытка найти необходимые источники финансирования. Тем не менее в части НДФЛ, наверное, я скажу пару моментов, которые, на мой взгляд, заслуживают внимания. Первый такой, может быть, скорее технический момент. Но тем не менее смотрите, если мы говорим про принцип справедливости, у нас возникают теперь в будущем две категории граждан. Гражданин, который получает 5 миллионов рублей, и гражданин, который получает 50 миллионов и более. Разница между ними кратна в 10 раз», — обратил внимание аудитор.

При этом разница между ставками составляет 4 процентных пункта, добавил он: «Один будет платить 18 процентов, второй 22. Вот насчет того, насколько здесь все-таки эта пропорция соблюдена, вопрос, но опять-таки это к тому, что так мы не видели расчетов, поэтому мы не понимаем. Возможно, логика была такая, что действительно эта категория, которая будет платить 18 процентов, просто она более многочисленная, соответственно, должна будет обеспечить наибольшую долю поступлений налогов».

Замминистра финансов Алексей Сазанов заметил, что принцип равенства налогообложения в предложенной прогрессивной шкале соблюден: повышенный НДФЛ будет платиться только при превышении порога. «Человек, который зарабатывает 50 миллионов, сначала заплатит 13, потом 15, потом 18, 20 и только потом начнет платить 22 процента. Пройдет сначала все эти пороги, прежде чем он перейдет на свои 22», — подытожил чиновник.