Войти в почту

Эксперты оценили, что будет с ценами на АЗС до конца года

В этом году цены на бензин растут средними темпами. По мнению Дмитрия Скрябина, портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал", летом цены на популярные виды топлива - бензины АИ-92, АИ-95, дизель - будут подниматься на 0,5-0,8% каждый месяц. Но это при условии, что никаких стрессовых ситуаций на рынке не будет.

Эксперты оценили, что будет с ценами на АЗС до конца года
© Российская Газета

Осенью, в связи с началом нового делового сезона, цены на топливо могут незначительно ускорить рост, считает эксперт. Спрос на бензин и ДТ может временно вырасти в связи с повышенным спросом у потребителя, но затем вернется к своим начальным показателям.

На рынке топлива летом и осенью будет наблюдаться стабильная картина за счет механизмов сдерживания роста цен на бензин, в том числе за счет демпферных выплат, считает первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. Это налоговый вычет, который рассчитывается на основе соотношения экспортных цен с индикативной внутренней стоимостью топлива, которую устанавливает государство. Если в сравнении разница положительная, то есть экспортировать топливо выгоднее, чем продавать на внутренний рынок, государство дает право на данный налоговый вычет. Если же ситуация противоположная, компании не получают выплат.

На данный момент биржевые цены на бензин выросли в сравнении с показателями в начале января - с 40 598 до 47 229 рублей за тонну. Цены на летний дизель также серьезно поднялись - с 51 356 до 60 356 рублей за тонну. При этом потребительские цены на бензин к 3 июня составили 55,37 рублей за литр, а на дизель - 65,43 рублей за литр, незначительный рост по сравнению со статистикой за январь текущего года. Ранее в 2023 году наблюдалась похожая ситуация. Тогда на рынке топлива возник кризис - компаниям было выгоднее продавать бензин и дизельное топливо (ДТ) зарубеж, чем на внутренний рынок. В результате начался интенсивный рост оптовых цен. Чтобы урегулировать ситуацию, государство ввело ограничение на экспорт топлива, а также подкорректировало демпферные выплаты. После цены на топливо начали снижаться. К декабрю 2023 года оптовые цены на бензин с августовских 63 946 рублей за тонну упали до 39 877 рублей за тонну. Однако розничная цена в то же время оставалась почти без изменений - 54-55 рублей за литр. В чем причина такой разницы между оптовыми и розничными ценами топлива на рынке?

Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики, указывает на три составляющие, которые формируют розничные цены. Первая - это налоги. Они - основная составляющая потребительских цен на топливо. Доля налогов в розничной стоимости бензина и ДТ может достигать 70%. Одной из причин ценового кризиса в 2018 году стал сильный рост акцизов на топливо. Вторая - это договоренность между государством и нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо в пределах годовой инфляции. Данное соглашение было заключено в 2018 году на фоне ценового кризиса. Суть соглашения заключалась не только в удержании розничных цен от неконтролируемого роста, но и в поддержании мелкооптовых цен и запрете на продажу топлива трейдерам и посредникам. Срок данной договоренности истек в 2019 году, однако похожие практики стабилизации цен продолжают применяться, как, например, соглашение об удержании цен на топливо между ФАС, Минэнерго и нефтяными компаниями в прошлом году. Также в 2019 году был принят демпферный механизм регулирования розничных цен. И только третья по значимости - это оптовые цены на бирже. Колебания чистой стоимости бензина и ДТ в сравнении с ростом налогов или различными соглашениями оказывают совсем незначительное влияние на розничные цены топлива.

Сергей Кауфман, аналитик ФГ "Финам", отмечает, что вертикально-интегрированные компании (ВИНК) получают маржу и от переработки топлива, и от розничной продажи. Если растут цены в опте, маржинальность увеличивается от переработки и уменьшается от продажи в розницу, сохраняя и маржу и потребительские цены на том же уровне. Еще Кауфман подчеркнул, что стабильность розничных цен на топливо в период падения оптовых помогает независимым АЗС компенсировать убытки во время повышения биржевой стоимости топлива.