FT: Центральные банки увеличивают вложения в доллар

В 2024 году резко возросло число центральных банков, стремящихся увеличить долю доллара в своих резервах — несмотря на призывы некоторых развивающихся стран использовать в качестве резервов конкурирующие валюты. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на исследование британского аналитического центра «Форум официальных валютно-финансовых институтов» (OMFIF), которое он выпускает один раз в год.

FT: Центральные банки увеличивают вложения в доллар
© Frank Media

Согласно данным OMFIF, опросвшего 73 государственных учреждения, которые управляют международными резервами на общую сумму $5,4 трлн, 18% мировых центральных банков планируют увеличить свои вложения в доллар в течение следующих одного-двух лет в ответ на сохранение высоких процентных ставок в США. В прошлом году аналогично ответили лишь 6% респондентов, что свидетельствует о резком росте центробанков, полагающихся на американскую валюту. Пока что по прогнозам доходность бумаг США будет оставаться выше, чем в Китае. Ряд центральных банков, включая Европейский центральный банк, Национальный банк Польши, Резервный банк Новой Зеландии и Южноафриканский резервный банк, заявили OMFIF2, что обеспечение доходности “является частью их инвестиционной цели”.

В то же время спрос на юань среди центральных банков снизился, что также идет вразрез с тенденцией последних лет, когда все больше мировых ЦБ стремились увеличить долю китайской валюты.

Резкий рост спроса на доллар среди управляющих резервами знаменует собой перелом (по крайней мере в краткосрочной перспективе) в постепенной дедолларизации, о которой много говорилось в последние несколько лет, особенно — не фоне замораживания активов российского ЦБ на сумму более $300 млрд. Это решение тогда вызвало новые призывы среди некоторых крупнейших развивающихся экономик мира отказаться от американской валюты. «Тот факт, что доллар является самой востребованной валютой в ближайшей перспективе, в то время как спрос на юань снизился, говорит о том, что широкая тенденция к дедолларизации, по крайней мере, затормозилась», — сказал Нихил Сангхани, управляющий директор OMFIF. Сангхани добавил, что самый высокий спрос на доллары на горизонте от одного до двух лет наблюдается среди центральных банков Азии, в то время как управляющие резервами в Азии и Латинской Америке, скорее всего, планируют сокращение своих ассигнований в юанях.

Однако и в перспективе ближайших десяти лет резкого ухода от доллара ожидать не стоит, считает Сангхани. По его мнению, мировые ЦБ будут “очень постепенно снижать долю американской валюты в глобальных резервах” до среднего показателя в 55%. Доля юаня, по его прогнозу, составит 5,5% (сейчас она составляет 2,3%). По данным МВФ, в настоящее время на долю доллара приходится около 58% мировых резервов, тогда как на рубеже веков этот показатель составлял 70%.

По данным OMFIF, средняя доля резервов центральных банков, хранящихся в золоте, за последний год выросла с 9 до 11%. При этом 15% опрошенных банков намерены увеличить свои резервы в ближайшие один-два года, несмотря на то, что цена на золото близка к рекордному уровню. Центральные банки смогут купить драгоценный металл на сумму $600 млрд в течение следующих одного-двух лет, говорится в отчете компании.

Противостояние гегемонии американского доллара начало нарастать в мире после того, как США заморозили активы российского ЦБ в ответ на действия России в Украине и “практически вытеснили ” (по выражению Bloomberg) страну из мировой банковской системы. Тогда для большей части мира это стало “суровым напоминанием” об их собственной зависимости от валюты Соединенных Штатов. Bloomberg писало, что отчасти отход от доллара организуется Китаем, однако многое происходит и без участия Пекина: о необходимости более широкого использования нацвалют начали заявлять Индия, Бразилия, Малайзия, Южная Корея и Индонезия.

“Центром обсуждения” дедолларизации в последние несколько лет стали саммиты стран БРИКС. В 2022 году в нем принимал участие президент РФ Владимир Путин, заявивший что в рамках БРИКС может быть создана резервная валюта на основе корзины валют стран, входящих в группу. Издание Financial Times отмечало, что в течение последних пятнадцати лет страны БРИКС принимали господство доллара «близко к сердцу», ища альтернативу, чтобы избежать тяжелой руки «дяди Сэма», а также, чтобы избавиться от слежки за своими финансовыми операциями. В прошлом году на саммите стран БРИКС лидеры поручили министрам финансов и главам центральных банков разработать меры по снижению зависимости от доллара в торговле между своими странами. «Существует глобальный импульс для использования местных валют, альтернативных финансовых механизмов и альтернативных платежных систем», — заявил тогда президент ЮАР Сирил Рамафоса, принимавший саммит.

В конце апреля 2024 года стало известно, что советники по экономике бывшего президента США Дональда Трампа рассматривают возможность активно препятствовать странам в дедолларизации, чтобы остановить тренд ключевых развивающихся рынков по сокращению привязки к американской валюте. В частности, идет обсуждение мер наказания для участников рынка, которые ищут активные способы вести двустороннюю торговлю в валютах, отличных от доллара, — варианты включают экспортный контроль, обвинения в манипулировании валютой и тарифы. Со своей стороны, как публично, так и в частном порядке, Дональд Трамп говорил, что хочет, чтобы доллар оставался мировой резервной валютой. «Я ненавижу, когда страны уходят от доллара», — заявил он в интервью CNBC 11 марта. «Я бы не позволил странам отказаться от доллара, потому что, если мы потеряем этот стандарт, это будет похоже на проигрыш в войне за независимость», — сказал бывший глава США.