В СП назвали управление федресурсами ключевой составляющей системы госуправления
МОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Программно-целевое управление федеральными и иными ресурсами - одна из ключевых составляющих системы государственного управления Российской Федерации. Об этом говорится в сообщении Счетной палаты по итогам проведенного анализа программно-целевого управления.
"От решения всеми заинтересованными сторонами накопившихся вопросов, свойственных существующей системе программно-целевого управления, будет зависеть качество реализации обновленных национальных проектов и государственных программ, а значит, и достижение поставленных национальных целей по повышению уровня жизни граждан, развитию общества и бизнеса", - говорится в анализе.
В ведомстве отметили, что внедрение программно-целевого управления в деятельность государственных органов и организаций способствовало систематизации учета бюджетных средств, ориентации их формирования и использования на достижение определенных показателей и результатов, что существенно улучшило прозрачность и подотчетность исполнения бюджета, исполнительскую дисциплину при реализации поставленных целей и задач.
В то же время наряду с положительными результатами анализ выявил несколько системных недостатков.
Так, на конец 2022 года общее количество параметров, характеризующих реализацию программ и проектов (результаты и показатели), составило более 5,3 тыс., увеличившись по сравнению с предыдущим годом. При этом в различных программах и проектах показатели и результаты зачастую повторяются, вплоть до полной идентичности. К примеру, более половины показателей госпрограмм (58,2%) также представлены на уровне показателей и/или результатов их структурных элементов. Кроме того, в систему показателей и результатов программ и проектов встроены технические, промежуточные показатели и результаты, причем по некоторым программам и проектам их доля преобладает. Также имеют место факты дробления аналогичных по своим характеристикам результатов, занижение их плановых значений.
"Таким образом, на практике выстроенная модель функционирования результатов отсутствует. Еще один важный недостаток касается подхода, применяемого при оценке программ и проектов. В частности, отсутствует общепринятая и встроенная в процесс принятия управленческих решений практика проведения именно отдельных самостоятельных оценок программ и проектов, в том числе оценок их эффективности", - продолжили в Счетной палате.
Ресурсное обеспечение программ
Как показало исследование, дополнительным ограничением также являются существующие проблемы в части отдельных механизмов ресурсного обеспечения программ и проектов - синхронизации программ и проектов регионального и федерального уровней, обоснованности отражаемых внебюджетных источников, а также корректности отнесения расходов к проектной или процессной части госпрограмм.
"По мнению Счетной палаты, такие правила должны основываться на модели функционирования результатов в соответствии с теорией изменений - как, когда и чьими управленческими действиями одни результаты, полученные за счет затрачиваемых ресурсов, приводят к достижению других, более высокоуровневых результатов и соответствующих показателей, - пояснил аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин. - В настоящее время нормативно закреплены только достаточно обобщенные положения, выполнение которых отследить, по сути, невозможно. Остальные регулирующие положения носят рекомендательный характер".