Дмитрий Лекух: Судьбу европейских активов должен решать и новый министр обороны
Необратимые решения тем и опасны, что ведут к необратимым последствиям, простите за некоторую тавтологию. Как следует из распространенного Советом ЕС официального заявления, решение об использовании доходов от замороженных российских суверенных активов окончательно утверждено. Невзирая на панические предупреждения европейского Центробанка.
Таким образом, 90% от прибыли будет перечисляться депозитариями в бюджет ЕС и направляться, как это ни цинично звучит, в "Европейский фонд мира" - для финансирования военной помощи Украине.
Еще 10% пойдут на финансируемые из бюджета ЕС европейские программы "по восстановлению". Но это неточно: депозитарии смогут оставлять себе 10% от получаемой с российских денег прибыли для управления собственными потенциальными рисками. Риски неизбежно возникнут: бельгийской Euroclear, как одной из крупнейших в мире расчётно-клиринговых систем, уже пришлось столкнуться с проигранными судебными исками. Дальнейшее ведь в общих чертах понятно, и это развитие сюжета хорошо знают жители Европы из своих средневековых сказок: "чем дальше - тем страшнее".
Прекрасно понимая, что вызванный этим подрыв доверия к европейским институтам будет необратимым, они все-таки это сделали. Это одна из тех самых точек невозвращения, когда долгосрочные последствия будут куда серьезнее краткосрочных.
Обратимся к понятным моделям: допустим, у вас есть необходимость передать кому-то в доверительное управление свою жилплощадь. Предположим, вы уезжаете в длительную командировку, чего помещению простаивать. Да и цветы поливать до вашего возвращения тоже кому-то надо. И вот, есть некая уважаемая во всех отношениях контора, в которую можно обратиться за этой услугой. Но там в любой момент могут сказать - мол, жилплощадь, конечно, по-прежнему будет принадлежать вам, но пользоваться ею вы не будете, пока мы ее не превратим в хлев. А еще мы ее будем сдавать, и деньги себе заберем. Или отдадим, на ваш выбор, бандитам, которые будут вас за это стараться немножечко пострелять, потому что у них есть на это моральное право.
Как вы к этому отнесетесь?
При этом сама Европа может сколько угодно говорить, что она не хочет этого делать, что это они выторговали у давящих на них американцев лучший вариант - только проценты забирать, а основное не трогать. И это, вроде бы, даже выглядит как последняя уступка Европы. Но рано или поздно евробюрократов американцы в этом вопросе тоже, несомненно, продавят. Причем скорее рано, чем поздно.
Не просто же так госпожа Джаннет Йеллен уже объявила это своей основной задачей на предстоящие с 23 по 25 мая встречи G7. Европейские экономики приговорены, и приводить приговор в исполнение будут их собственные "демократические руководители", в реальности уже давно являющиеся региональными менеджерами корпорации, главный офис которой надежно вынесен за суровый Атлантический океан.
У нас же сейчас довольно хладнокровно просчитывают ответные меры. Дело, на самом деле, не такое уж и простое, тут тоже важно дров не наломать. И заминка совсем не в опасении отпугнуть "инвесторов", большинству из которых мы цену уже поняли.
У нас их активов тоже заморожено достаточно, и есть из чего тщательно, с пониманием и холодным разумом, выбирать. И как кажется, к этому делу имеет смысл привлечь нового министра обороны. Потому что объявленная нам экономическая война его касается непосредственно, и без его стратегического видения экономического поля боя не обойтись.