Китай резко повысил тарифы на железнодорожные и морские грузоперевозки в Россию и Белоруссию. Цены выросли на 500-800 долларов, пишет транспортно-логистический портал Infotrans Media Belarus. Причины — в резком сокращении числа свободных контейнеров и сильных пробках на границах. Морской фрахт из Китая подорожал в среднем на 500 долларов — цифры разнятся в зависимости от порта отправления.
Сотрудники Business FM опросили предпринимателей, работающих в сфере перевозок, и аналитиков этой отрасли:
Георгий Властопуло,
старший партнер компании «Оптималог»:
«После конфликта в Красном море срок оборота контейнеров в мире увеличился примерно на 20-25%. Раньше он был около 100 дней, сейчас это 120-125 дней. Из-за того что там конфликт, некоторые суда идут через Африку, усложнилась логистика, поэтому свободная тара дольше возвращается в Китай, а Китаю необходимо отправлять товары, и возникает некоторый дефицит свободной тары, вследствие чего растут тарифы. Но мне кажется, основная причина кроется не в этом. Еще полгода назад, может, даже больше мы прогнозировали, что, войдя в такую зависимость от импорта китайских товаров, мы столкнемся с тем, что китайские власти будут манипулировать этой ситуацией и будут повышать тарифы на железнодорожные перевозки. Связано это в первую очередь с тем, что китайские железные дороги субсидируют железнодорожным операторам, платформенникам так называемым, отправку товаров по Новому Шелковому пути, и понятное дело, что, когда речь идет о России, для которой Китай стал основным импортным партнером, то деваться нам некуда. При этом мы видим повышение ставок не только на железнодорожные фрахты, неделю назад наши агенты, партнеры уведомили, что они повышают еще и морские фрахты на трейде Китай — Владивосток, порты Владивостока, от 800-1500 долларов в зависимости от порта выхода увеличились тарифы
»
.
управляющий партнер компании «Инфрапроекты»:
«Что значит
«
Китай поднял тарифы
»
? В Китае нет единых тарифов на перевозку контейнеров. В Китае 60 точек отправления поездов в РФ, Беларусь и Европу. Никаких согласованных поднятий тарифов в Китае никогда не было за многие годы. У нас из Китая через РФ, через Казахстан, Беларусь уходят ежегодно 25 тысяч поездов, не вагонов, а поездов, если бы так поднялась цена, не важно, как она поднялась, рыночно или нет, если бы она одномоментно поднялась, был бы такой вопль, крик на всю Ивановскую».
Татьяна Кулябина,
генеральный директор компании Holding Finance Broker:
— Действия Китая связаны с определенными нюансами, которые возникли после выхода китайцев из Китайского Нового года. Чайна банк и не только прекратили получать платежи из РФ, частично они ходили, но с большими трудностями. Экспорт также не мог быть оплачен, партнеры не могли оплатить свой товар, в результате на складах у китайцев скопилось достаточно много грузов, а порожние контейнерыы не могли выходить из РФ с экспортом, тоже стоят все на стоках. В результате этого сейчас возникает ажиотаж уже на отправку, так как у нас более или менее стабилизировались платежи, которые ходят в Китай. Сезон начался, в результате чего те порожние контейнерыы начинают дорожать, в Китае их подача с одного пункта на другой увеличится на 200-300 долларов, соответственно, увеличился сам тариф.
— Прогнозировать, как долго такие тарифы продлятся, невозможно?
— Самый основной вопрос — хождение платежей и работа банков. На сегодня наша компания открыла счет в ВТБ Шанхая, и платежи ходят день в день, но чтобы открыть этот счет, нужно было пройти кучу разных процедур, и один ВТБ не может обеспечить такой поток платежей, которые на сегодня идут из РФ в Китай. Надо договариваться, чтобы и китайские банки принимали из России деньги, и не было таких трудностей для экспортеров, как оплатить деньги за товар или получить деньги за товар, так и импортерам, чтобы оплатить и забрать этот товар.
Ранее в РЖД заявили о восстановлении перевозок из Китая в Евросоюз транзитом через территорию России. В первом квартале этого года объем перевозок вырос на 44% — это ненамного меньше докризисных объемов, отметили в компании.