PMI в сфере услуг в РФ снизился в апреле до 50,5 пункта
Обновлено в 22:02
В России снизился индекс деловой активности в сфере услуг. Индекс PMI в апреле 2024 года упал до 50,5 пункта против 51,4 пункта в предыдущем месяце, сообщает агентство S&P Global. Таким образом, рост новых продаж стал самым слабым с февраля 2023 года. При этом число новых заказов продолжило расти, пусть и более медленными темпами. А в компаниях сферы услуг отмечают, что основными драйверами роста стали привлечение новых клиентов и увеличение объема работы из зарубежья.
Несмотря на падение, показатель PMI выше 50 по-прежнему указывает на рост деловой активности сектора, а ниже этого уровня — на ее снижение.
О перспективах отрасли Business FM спросила у предпринимателей:
Основатель интернет-магазина Divan.ru Антон Макаров:
— Исторически в мебельной индустрии апрель — несезонный месяц. Также спрос убавляет повышенная ключевая ставка. Многие жители нашей страны унесли деньги на депозиты, что также отразилось на дорогостоящих покупках. Если говорить о результатах месяца, они у нас прошли планово, год к году был рост в рублевом эквиваленте, мы приросли порядка на 30%.
— А какие ожидания на май-июнь?
— На июнь сценарий у нас не самый оптимистичный: длительные каникулы, начало дачного сезона играют не в пользу покупки товаров для дома и мебели в частности. У производителей и ретейлеров предел рентабельности минимальный, притом что идут активные скидки, распродажи, чтобы так или иначе привлечь внимание клиента к мебели.
Основатель сети барбершопов Top Gun Алексей Локонцев:
— Мы, наверное, не соответствуем статистике, потому что у нас все наоборот. У нас прирост оборота, а оборот у нас зависит от посещаемости. У нас вырос оборот по всей сети на 22 млн к прошлому месяцу, я считаю, это очень хорошо. А в прошлом месяце вырос на 40 млн к предшествующему месяцу. Поэтому у нас постоянная динамика. При этом количество точек остается примерно то же самое.
— Какие у вас перспективы, чего ожидаете в мае-июне?
— Мы ожидаем, что у нас будет огромный взрыв, потому что мы вводим новую систему лояльности, которая возвращает все деньги, потраченные у нас на услуги. Такого еще не было на рынке, поэтому я думаю, что у нас будет взрывной рост, мы очень на это надеемся.
Владелец турбазы «В гостях у сказки» в Нижегородской области Олег Шлоков:
— Апрель, наверное, самый слабый, провальный месяц для турбаз, которые находятся вдали от крупных городов. Наверное, в Подмосковье совершенно другая ситуация, а у меня 350 километров от Москвы. Апрель — это один из самых «мертвых» месяцев, потому что только что были февральские, мартовские праздники, впереди наступающие майские, и в апреле люди на несколько дней не уезжают далеко отдыхать. Что значит снижение? Замедление роста? Или это кривая вниз? То есть приехало меньше, чем в прошлом апреле. Если это замедление, моя турбаза достигла пика заполняемости. После пандемии начался рост, потом в связи с СВО закрылись многие направления, народ стал больше ездить по стране, нежели за границу, был рост, сейчас он достиг своего пика.
— Какие у вас ожидания на ближайшее время, какой прогноз?
— У меня сейчас активны вторые майские, забронированы полностью, чего в прошлом году и в позапрошлом году не было. Уже сейчас идут активные бронирования июня, июля и августа, я тенденции к снижению не вижу.
Президент BAON Илья Ярошенко:
«Есть утвержденные планы, бюджеты, и крупные, и средние компании двигаются четко по ним. С другой стороны, был печальный с точки зрения торговли апрель. События конца марта повлияли на потребительское поведение, катастрофически падал трафик торговых центров, особенно это чувствовалось в Москве, плюс все переключились с режима «тратить» на режим «экономить», относят деньги в банки, рассчитывая, что денег станет больше, и потом мы сможем купить на эти деньги те же самые товары, еще и останется. Что касается перспектив курса, чтобы резко что-то поменялось, представляется, что это не будет так же, тенденция экономии продолжится и в мае, май и июнь будут такими же не очень хорошими с точки зрения торговли».
Генеральный директор гостиницы «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге Ольга Киселева:
«Туристов приезжало не очень много, корпоративных клиентов было мало, не могу сказать, с чем это связано, но мы видели, что больше еще приезжает командировочных гостей, но в этом году больше гостей приезжало с целью туризма, походить по городу, посетить музеи. У нас еще в марте, апреле, мае и в июне совершаются активные поездки, на май забронировано тоже не очень много таких гостей. Сложно сказать, чего ждать, потому что это внезапные вещи, надеемся, что поправится ситуация».
Владелец сети салонов красоты и имидж-лабораторий «Персона» Игорь Стоянов:
«Снижение деловой активности могло быть связано из-за моносетей, это ногти, барбершопы, там, где работало много людей из Средней Азии, и я думаю, что это не связано только с этим. Мне кажется, что в связи с событиями февраля, марта и апреля этого года могло быть снижение, связанное с этим, некому просто работать. Все, что касается сетей, сегментов «бизнес» и «премиум», мы не видим снижения, все в рабочем порядке, люди ходят, работают, ничего не меняется, индекс роста где-то 15-20%, то, что мы ежегодно закладываем. А моносети, как я предполагал, будут терять, закрываться, и эта тенденция переходить в салоны полного цикла, потому что предприятия достигли своего потолка, плюс продолжается поддержка московского правительства — коворкингов, самозанятых, и я думаю, что это могло быть связано с отъездом людей из Средней Азии, второе — поддержка государством самозанятых, третье — устойчивая позиция сетей в сегментах «бизнес», «премиум», то, что не подвержено таким всплескам и перепадам».
В целом степень оптимизма компаний сферы услуг упала до девятимесячного минимума, следует из исследования S&P Global. Сводный индекс объемов производства, отслеживающий активность и в обрабатывающих отраслях, и в сфере услуг России, в целом показал снижение в апреле текущего года до 51,9 пункта по сравнению с 52,7 пункта в марте.