Как ужесточение риторики ФРС США повлияет на мировые финансовые рынки
Федеральная резервная система (ФРС) США, выполняющая функции центрального банка страны, 1 мая шестой раз подряд сохранила процентную ставку в диапазоне 5,25-5,5%, что является максимумом за 23 года. Но на фоне ускорения инфляции в США американский регулятор ужесточил риторику: вероятность понижения диапазона ставки в этом году все меньше, есть даже и сценарий повышения показателя, следует из слов главы ФРС Джерома Пауэлла. Это может вселить неуверенность в инвесторов по всему миру и опосредованно повлиять на российскую экономику через нефть, считают аналитики.
С января этого года ФРС утверждает, что не считает целесообразным понижать ставку до тех пор, пока не будет большей уверенности в том, что инфляция устойчиво приближается к цели 2%, напоминает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая.
"И данные за последние месяцы, судя по заявлению, этой уверенности не добавили. Как пояснил Джером Пауэлл, инфляция в первом квартале 2024 года оказалась выше, чем ожидалось, прогресс в ее снижении не гарантирован. Он не повторил фразу из прошлой пресс-конференции по поводу того, что ставка достигла пика, пояснив, что возможны разные траектории ее снижения в зависимости от данных", - отметила она.
ФРС готова удерживать высокий уровень ставки настолько долго, насколько потребуется, но считает маловероятным, что следующим шагом будет ее повышение. По словам Пауэлла, такой вариант возможен, если в ФРС придут к заключению, что текущий уровень жесткости монетарной политики недостаточен для устойчивого снижения инфляции к цели, пока же обсуждается удержание достигнутой жесткости.
"Неожиданное и значимое ослабление рынка труда может повлиять на снижение ставки. При этом, как отметил Пауэлл, сроки выборов в США на решение ФРС никак не повлияют. Федеральная резервная система приняла решение замедлить с июня темпы сокращения своего портфеля (т.н. "количественного ужесточения", QT, применяемого с июня 2022 года в сочетании с повышением процентной ставки). Так ежемесячный лимит погашения госбумаг без реинвестирования со стороны ФРС будет снижен до 25 млрд долларов с 60 млрд, в то время как лимит для ипотечных бондов останется на прежнем уровне 35 млрд долл. Таким образом, общий лимит сокращения активов снизится с текущих 95 млрд долларов до 40 млрд в месяц. Решение о готовящемся замедлении QT было анонсировано еще на предыдущем заседании. Пауэлл пояснил, это нужно для того, чтобы сделать процесс QT более гладким для денежного рынка, избежать прежнего опыта возникновения проблем с ликвидностью", - говорит Беленькая. С июня 2022 года ФРС сократила свой баланс примерно с 9 трлн долларов до 7,4 трлн.
Фондовый рынок США после этого провел волатильную сессию: ужесточение риторики ФРС в сторону более длительного сохранения ставки на текущем уровне в ответ на более высокую инфляцию в первом квартале 2024 года было вполне ожидаемым. Пауэлл считает маловероятным дальнейшее повышение ставки. Он отметил, что ФРС все еще ждет условий для ее снижения. Эти слова несколько успокоили рынок, но их недостаточно для устойчивого оптимизма, подчеркивает Беленькая.
По итогам торговой сессии индекс Доу-Джонс повысился на 0,23%, индексы S&P 500 и Nasdaq снизились на 0,34% и 0,33% соответственно, курс доллара скорректировался вниз, а золото выросло в цене. Фьючерсы на ставку ФРС сейчас предполагают снижение ставки всего на 35 базисных пунктов до конца года, т.е. с уверенностью ожидается лишь одно снижение. При этом на мартовском заседании медианный прогноз руководителей ФРС предполагал три снижения ставки до конца года, а рынок в начале года ожидал шесть снижений ставки.
Скорее всего, результаты последнего заседания ФРС США в дальнейшем мало повлияют на динамику финансовых рынков, указывает старший аналитик УК "Первая" Наталья Ващелюк. В условиях повышенной неопределенности инвесторы продолжат следить за макроэкономической статистикой (инфляцией, рынком труда, потребительскими расходами) и новыми комментариями представителей ФРС США, добавляет она.
"Влияние политики ФРС США на российский рынок останется косвенным и в основном будет осуществляться через рынок нефти. Более жесткая денежно-кредитная политика ФРС, как правило, оказывает понижательное давление на нефтяные котировки, а значит - на курс рубля и доходы бюджета. Однако масштаб воздействия в текущих условиях остается незначительным", - считает Ващелюк.