Войти в почту

Русский как очень странный

Ректор Института русского языка Наталья Трухановская в интервью РБК рассказала о планах по изменению экзамена для мигрантов. В частности, для получающих ВНЖ или гражданство она считает необходимым пересмотреть планку положительного результата: сделать порог 80 баллов из 100. Сейчас экзамен считается сданным, если соискатель получил 50 баллов. Для трудовых мигрантов институт предлагает вернуть в экзамен по русскому часть, связанную с говорением. Три года назад эта часть из тестирования была исключена. А между тем для получения, скажем, патента на работу в России навык коммуницирования на языке страны является необходимым.

Русский как очень странный
© BFM.RU

Экзамены для мигрантов — это тесты по русскому, основам законодательства и истории. В целом они очень простые, но уровень сложности все равно различается. Самый простой тест — для трудовых мигрантов. Все тесты есть в открытом доступе, их разрабатывает та же организация, которая формирует задания ЕГЭ. Продолжает директор Центра лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике в Государственном институте русского языка имени Пушкина, кандидат филологических наук, доцент Елена Шиманюк.

Елена Шиманюк директор Центра лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике в Государственном институте русского языка имени Пушкина, кандидат филологических наук, доцент «Задание по чтению: нужно прочитать незначительное по объему, если мы говорим сейчас о патенте, объявление и выбрать правильный ответ по заданию, которое дано после него. Нужно прослушать задание по аудированию, тоже звучит какой-то текст, крайне небольшой по объему, и после него нужно выполнить задание в печатной форме с письмом, где нужно прочитать задание и вписать, если мы говорим о патенте, буквально одно слово. И далее там лексика, грамматика. Это максимально простые вопросы».

Если предложения института будут реализованы и порог для сдачи экзамена трудовыми мигрантами повысится, приток неквалифицированных кадров в Россию может сократиться. Что негативно скажется на экономике, отмечает президент сервиса Superjob.ru Алексей Захаров.

Алексей Захаров президент сервиса Superjob.ru «Мы теперь завозим мигрантов с Кубы, из Конго, со Шри-Ланки, потому что традиционные источники неквалифицированной рабочий силы исчерпаны. Кто хотел к нам приехать — уже приехал. Можно ли сейчас российскую экономику оставить без мигрантов? Нет, значительную часть рабочей силы составляют мигранты. Если их убрать, то экономика рухнет. У нас в целом наблюдается нехватка рабочей силы в связи с очень низкой производительностью труда и низкой эффективностью труда в очень многих отраслях. Могли бы мы обойтись без мигрантов? Могли бы, если бы мы другую политику вели последние 20 лет. ЖКХ, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг — абсолютно во всех регионах ощущается недостаток кадров в этих отраслях. Он долгое время замещался за счет мигрантов, но отрасли растут, и просто дополнительного количества мигрантов не существует в таком количестве, чтобы заместить дефицит».

Основатель компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова приводит в пример политику в отношении трудовых мигрантов в Арабских Эмиратах. Там на стройках трудятся рабочие из Индии. Они живут в отдельных стройгородках, им не нужно знание английского или арабского. И после завершения контракта на строительство объекта они уезжают домой или на другую стройку.

В России же часто бывает так, что трудовой мигрант, устроившийся на стройку без знания языка, затем уходит в сервисные услуги — курьером или таксистом, что в корне неправильно, считает Ирина Доброхотова.

Ирина Доброхотова основатель компании «БЕСТ-Новострой» «Мы видели, как они могли купить эти справки и патенты. Я считаю, что нужно разделять. Одно дело, когда они на закрытой стройке отрабатывают бригадами, потоками, и отсюда они не могут поменяться и уйти в сервис… А они сейчас получают патент на год-два и сбегают в сервисные услуги. На стройке ему, может, и не надо было говорить, а в сервисных услугах — надо. Туда его устраивает родня, кланами продвигают, и он, не говоря на русском языке, работает в том же такси».

Как признала ректор Института русского языка Наталья Трухановская, ведомства, имеющие отношение к мигрантам, позицию института разделяют, но внедрять на практике не спешат.