Потребительская и деловая активность в Сибири превышает общероссийский уровень

Согласно прогнозу аналитиков Банка России, в 2024 году инфляция в целом по стране снизится до 4-4,5 процента годовых. Для этого ЦБ поддерживает жесткие денежно-кредитные условия в экономике. Зачем это необходимо, эксперты регулятора рассказали на прошедшей в Новосибирске коммуникационной сессии "Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Банка России. Региональный аспект".

Потребительская и деловая активность в Сибири превышает общероссийский уровень
© Российская Газета

В Новосибирской области в январе нынешнего года инфляция замедлилась и составила 7,95 процента (в декабре 2023-го - 8,06). Однако уже в феврале она вновь выросла до 8,26 процента. Это по-прежнему ниже, чем в целом по Сибирскому федеральном округу (8,73), но все же выше среднероссийского показателя в 7,69 процента. В Сибирском ГУ Банка России отмечают, что высокая активность потребителей позволила производителям и поставщикам продолжить включение выросших издержек в цены широкого круга товаров и услуг, что и повлияло на ускорение годовой инфляции в регионе.

В феврале быстрее всего дорожали новые легковые иностранные автомобили, корпусная и мягкая мебель. Увеличились затраты отечественных фармацевтических предприятий на импортное сырье и логистику. Также подорожала доставка закупаемых за рубежом медикаментов. В результате годовой рост цен на медицинские препараты ускорился.

Пиковые значения темпов роста цен Банк России фиксировал осенью, но и сейчас инфляция все еще выше запланированных на 2024 год четырех процентов. Для ее снижения необходим длительный период жесткой денежно-кредитной политики (ДКП).

Для этого Банк России с середины 2023 года начал повышать ключевую ставку, увеличив ее с июля по декабрь более чем вдвое - с 7,5 до 16 процентов. 22 марта 2024-го совет директоров Банка России оставил ставку на уровне в шестнадцать процентов, объяснив это тем, что инфляционное давление постепенно ослабевает, но остается высоким, а внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения производства товаров и услуг. Вслед за ростом ключевой ставки повышаются ставки по кредитам и депозитам для физических и юридических лиц. Наблюдается приток средств во вклады.

О влиянии ДКП на деловую активность в регионе на сессии рассказала первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.

По ее словам, в ежемесячном мониторинге, который готовит Банк России, участвуют пятнадцать тысяч компаний, предприятий и предпринимателей, в том числе две тысячи из СФО и 260 из Новосибирской области. Согласно опросам, потребительская и деловая активность в регионе остается выше общероссийской, как и темпы роста объемов промышленного производства, поскольку здесь нет доминирующей отрасли промышленности.

- Однако возможности бизнеса по увеличению выпуска продукции за счет свободных мощностей ограничены. В обрабатывающей отрасли, несмотря на высокий спрос, загрузка предприятий не растет. И региональный бизнес, как и в целом по стране, столкнулся с проблемой дефицита рабочих кадров. Во втором полугодии 2023-го ситуация резко ухудшилась. Спрос и новые заказы на выпуск продукции требуют привлечения дополнительный рабочей силы, особенно дефицитных специальностей. Это наиболее заметно в обрабатывающей, транспортной отраслях. Для решения кадрового вопроса предприятиям приходится переманивать работников, повышать заработную плату, либо понижать требования к квалификации персонала, - отметила Марина Асаралиева.

В лидерах по росту зарплаты - строительство и обрабатывающие отрасли. Но без повышения производительности труда это ускоряет рост цен.

По словам Марины Асаралиевой, к числу основных проблем в экономике руководители предприятий относят удорожание сырья и комплектующих.

Один из вопросов, который обсуждался на коммуникационной сессии, касался доступности кредитов. Первый заместитель директора департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Ганган уверен, что нынешние ставки не стопорят развитие экономики.

- Вы же берете кредиты не на один день, а на реализацию проектов, то есть на несколько лет. У регулятора нет задачи убить спрос. Кредитный портфель растет, но более медленными темпами, - подчеркнул он.

По оценкам экспертов, в среднесрочной перспективе этот рост составит шесть-одиннадцать процентов в год и будет более сбалансированным, чем в предыдущие годы.

Председатель Новосибирского областного отделения "ОПОРА России" Игорь Салов полагает, что ключевую ставку нужно снижать, чтобы уменьшить стоимость кредитов. И она не должна быть одинаковой для регионов и Москвы, где совершенно разные условия и возможности для ведения бизнеса.

На это Андрей Ганган ответил, что Банк России вступает в диалог с бизнесом не только для того, чтобы объяснить логику уже принятых решений, но и чтобы в дальнейшем учесть позицию реального сектора экономики.

- Ничего лучше того, чтобы сначала побороть инфляцию, а потом снижать ставки, никто не придумал. Чтобы не было больно, нужно принять горькую пилюлю. Что касается дифференциации ставки, то это хорошее замечание. На каждом нашем заседании присутствуют семь руководителей главных управлений ЦБ в регионах, и их голоса часто перевешивают и становятся решающими, потому что на макроуровне многое действительно иначе. Для нас каждый регион имеет значение: когда мы обсуждаем ключевую ставку, то принимаем ее не для Москвы, а для России в целом, - резюмировал эксперт.

Кроме того, представители компаний, участвующие в сессии, подняли вопрос о длинных инвестиционных ресурсах для развития производства, ускоренной модернизации экономики, импортозамещения, проектного финансирования. Представители Банка России отметили, что замечания и предложения из регионов будут учитываться при дальнейшей реализации денежно-кредитной политики.

Мнение

Дмитрий Брейтенбихер, старший вице-президент ВТБ:

- Регулятор продолжает следовать своей цели по снижению уровня инфляции до целевого значения четыре процента, и текущий уровень "ключа" является для этого оптимальным. Динамичное повышение ключевой ставки в прошлом году уже дало экономике системный эффект - существенно увеличилась сберегательная активность. В четвертом квартале прошлого года вкладчики направили на сбережения более пятнадцати процентов своих доходов. Это максимум за последние тринадцать лет.