Транспортные коридоры России: перспективы и реализация
Наталья Едалова - Эксперт по стратегии, президент Стратегического клуба «Сколково». Развитая логистическая система является основой для любого вида предпринимательской деятельности, она предоставляет конкурентные преимущества, снижает себестоимость товаров и услуг. Однако без подготовленной инфраструктуры, которую должно обеспечивать, конечно же, государство, даже самая перспективная бизнес-идея может оказаться не реализованной в полной мере. Товарный поезд дальнего следования перевозит цистерны по Транссибу. Илья Наймушин / РИА Новости Самодостаточная логистическая система может быть построена только при участии государственных структур, так как ни один игрок охватить всю систему не может, а локальные интересы делают ее «корявой». Если случаются грузовые заторы или коллапсы, это говорит о том, что есть проблемы в логике системы. И, к счастью, сегодня мы наблюдаем, как федеральный проект по модернизации транспортно-логистической инфраструктуры, который был подписан в 2020 году, меняет ситуацию. Сейчас в России уже создан транспортный каркас, а в рамках проекта «Новая опорная сеть» строятся более 30 хабов. Вдоль маршрутов расставляются сухие порты, которые будут обеспечивать бесшовную транспортировку. То есть движение грузов без остановок на длительные выгрузки и загрузки. Ежегодно в стране открывается несколько таких транспортно-логистических узлов, а новая система постоянно наращивает объемы перевозок. Несмотря на то, что транспортные коридоры «Запад — Восток» и «Север — Юг» неплохо справляются с объемами перевозок, их расширяют за счет новых веток. Например, буквально в прошлом году был обогащен коридор через Монголию Кяхтой, там достраивается большой терминал СВХ с таможенными постами. Это сильно снизило постсанкционную нагрузку на восточном полигоне. После разворота практически 100% грузопотока с Запада на Восток начались транспортные «коллапсы», которые нивелируются за счет новой инфраструктуры. Санкции сами по себе оказались маркером, который противоречит интересам стран, которые их вводили. Стратегические задачи использования транзитного потенциала России почти полностью совпадают с планами ведущих экономик мира по развитию мировой транспортной сети. А потенциальные доходы от международного транзита нашей страны могут быть сопоставимы с доходами от экспорта энергоносителей. Транзитный потенциал в любом случае будет увеличиваться. Еще недавно существовали два основных транспортных пути: ТРАСЕКА и Южный морской путь. Оба шли в обход российских территорий. Однако новая логистическая система России, которая включила в себя Северный морской путь и Евразийский транспортный каркас, состоящий из двух основных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток», может стать весомым блоком в мировой системе. «Запад — Восток» был реализован на основе «Транссиба». «Север — Юг» — от Балтики через Каспийское море до Индии. На сегодняшний день Каспий не может быть использован в полной мере, потому что является мелким, находится в процессе обмельчания и не подходит для многотоннажных судов. По прогнозам ученых, к 2100 году он станет мельче на 9–18 метров при том, что сегодня северная часть имеет глубину от 4 до 25 метров, а средняя глубина по батиграфической кривой — 208 метров. Поэтому вокруг него частично проложены сухопутные маршруты. Есть определенные трудности для реализации бесперебойной работы Севморпути: льды быстро сжимаются после прохода ледоколов, сложно маркировать дрейфующие айсберги, так как для спутников они сливаются в единую ледяную массу. Ученые пока не выяснили, что делать с бактериями, которые «освобождаются» из тающих ледников, как защитить от наших привычных инфекций местных жителей, которые мы к ним привозим, а они не имеют сформированного к ним иммунитета, так же как и не найден до сих пор импортозамещающий способ очистки дна от продуктов деятельности человека и т.д. Но при этом все эти трудности стимулируют развитие арктических территорий, так как имеет экономические перспективы, а мы помним, что капитал умный и течет к прибыли. Северный морской путь проходит рядом с Аляской, и, используя его, мы доставляем грузы фактически во все уголки мира. Тем более что этот путь имеет огромную проходимость и абсолютную безопасность. Так что после присоединения к соглашению об упрощении торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона для российского бизнеса открываются новые перспективы. Сегодня Россия практически встроилась в глобальную логистическую сеть, и для бизнеса открылось много новых ниш. Переход с углеводородной экономики на транзитную или же гармоничное сочетание этих двух составляющих позволит России набрать скорость экономического развития.