Так покупалась сталь: "Внезапно" выяснилось, что Россия осталась без "нержавейки"
Отечественная металлургия стремительно теряет свои позиции. Качественных сталей в стране не хватает, их самым активным образом импортируют. Хотя всё, что нужно для их производства есть. Однако сырьё отправляется за кордон, а Россия вынуждена покупать готовую продукцию — типичная колониальная модель.
Импорт нержавеющей стали в РФ бьёт все рекорды, за 2023 год он вырос на 31% и составил 486 тысяч тонн. По итогам 2024-го ожидается выход на 510-525 тысяч тонн, а то и больше — своего металла почему-то очень мало. Впрочем, в этом нет ничего удивительного.
По данным ассоциации «Спецсталь» ещё в 2021 году 80% потребностей российской промышленности в нержавеющей стали покрывались за счёт импорта. По ряду позиций — и на все 100%. Чиновники из Минпромторга и прочих ведомств в курсе, но что толку?
«В настоящее время импорт нержавеющего листового горячекатанного и холоднокатанного проката превышает 90% внутреннего потребления. Возможно ли наладить кооперацию производства плоского проката? Возможно, но только при заинтересованности и под контролем государства. По собственному желанию частные металлургические компании такой альянс вряд ли создадут. К сожалению, у государства такой заинтересованности пока нет», — ещё весной 2022-го говорил исполнительный директор Ассоциации «Спецсталь» Андрей Воронин.
Прошло два года, что изменилось? Ничего. Заинтересованности так и не появилось, объёмы импорта растут. Более 50% завозят из Китая, 20% из Индии, даже из Индонезии 6,5% — вообще позор на все дикие джунгли.
Советский Союз не только обеспечивал себя «нержавейкой» — она тогда у нас не очень-то и ценилась, её было много, применяли, не стесняясь — но и активно поставлял в другие страны. Наша нержавеющая сталь очень ценилась за её качество, которое было весьма высоким и стабильным. Всё это, к сожалению, утеряно.
И исправлять это никто не собирается.
31 марта 2015 года министр промышленности и торговли РФ подписал приказ №652 «Об утверждении плана мероприятий в отрасли черной металлургии РФ». Правда, этот план по импортозамещению не содержал никакой конкретики. Вообще! То есть установлены некие целевые показатели, но таковые, видимо, должны появиться самопроизвольно. А самопроизвольно, как известно, даже кошки не родятся. Естественно, ничего и не родилось. И тогда возник приказ №2441 от 25 июня 2018 года, где сроки просто сдвинули на 2020 год.
— Нержавеющий сортовой прокат — сокращение доли импорта с 33% до 18%;
— Нержавеющий листовой прокат — сокращение доли импорта с 86% до 49%;
— Нержавеющие бесшовные трубы, в том числе для АЭС — сокращение доли импорта с 100% до 10%;
— Нержавеющие трубы электросварные — сокращение доли импорта с 47% до 13%.
По итогам 2020 года доля импорта в плоском прокате составила 92%, то есть ситуация существенно ухудшилась. Новый приказ издавать не стали, просто на всё забили. А виновных, как обычно, не было обнаружено. Ведь никому ничего не нужно.
Если кто не заметил, то один в один повторяется ситуация, которая была в России до Октябрьской революции. Когда страна, имеющая лучшую в мире сырьевую базу, ничего не производила. Экспортировалось сырьё и покупалась готовая продукция, сталь в том числе. И всех это устраивало — и власти, и олигархов. И только большевики занялись производством. Им, в отличие от царских чиновников, которые через одного оказались ворами и предателями, это было надо.
Кстати, как раз в период действия упомянутых выше министерских приказов крупнейший в РФ завод по производству нержавеющих старей — АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» — планомерно уничтожался гражданином Украины. Который, как потом оказалось, как бы его незаконно захватил. И никто из чиновников этого типа не заметил. Выручка предприятия упала в 20 с лишним раз, завод стал банкротом. Виновных не нашли, а хитрый делец странным образом успел удрать. Не иначе как предупредили.
Россия экспортирует продукцию черной металлургии, но в основном сырьё — чушки (так называемые «слябы»). Вывозится и руда, в том числе та, в которой содержаться легирующие присадки для производства нержавеющей стали.
В одну только Индию экспорт российской стали в прошлом году вырос на 48% в физическом выражении, причём эти поставки стране откровенно невыгодны. Но они идут и продолжают увеличиваться.
«Индийский рынок остается самым непривлекательным в плане доходов, и если бы не проблемы в Европе, везти туда сталь не имело бы смысла. Во-первых, проблемы возникают из-за дорогой логистики и дисконта к ценам внутреннего рынка. Во-вторых, Индия предпочитает покупать дешевые полуфабрикаты (слябы). Из него местные металлурги сами производят прокат с добавленной стоимостью, тем самым лишая российские компании значительной части потенциального дохода», — объясняет старший аналитик банка «Синара» Дмитрий Смолин.
Что делать сейчас – непонятно. Просто национализация металлургии — это, наверное, хорошо, но совершенно недостаточно. «АвтоВАЗ», к примеру, теперь казённый, но лучше не стало, напротив. Просто больше бюджетных денег уходит в никуда, «осваивается».
Между тем ситуация усугубляется, причём не только по нержавейке — хорошего металла становится всё меньше. Дошло уже до того, что его стали везти из Швеции, как это было в начале царствования Ивана Грозного. Но тогда государь решил вопрос, и у страны появилось своё железо. Сейчас же всё идёт в прямо противоположном направлении.
«Две основные претензии — это нестабильность механических свойств стали даже в рамках одной партии плавки, а второе — необходимость улучшения плоскостности и снятия внутренних напряжений, обусловленная текущим оборудованием на комбинатах. С переходом от импортной стали к отечественной потребовалось внести изменения в технологический процесс — уменьшить скорость резки и ввести технологические перемычки. В результате увеличилось время операции и усложнился процесс гибки», — говорит директор по закупкам «Палфингер СНГ» Анатолий Щукин.
Выход есть и тут — помимо национализации стране требуется тотальная «зачистка» в министерствах и ведомствах, отвечающих за экономику. На командных должностях там должны появиться профессионалы-патриоты, таковые пока имеются. Но кто их туда пустит?