Войти в почту

Комитет по делам национальностей обсудил вопросы сохранения, развития и поддержки родных языков в России

В заседании приняли участие статс-секретарь — заместитель Министра культуры Надежда Преподобная, представители Минпросвещения, Минобрнауки, ФАДН и других ведомств, научных и образовательных организаций, участвующих в реализации государственной языковой политики Российской Федерации.

Комитет по делам национальностей обсудил вопросы сохранения, развития и поддержки родных языков в России
© duma.gov.ru

Открывая дискуссию, Председатель Комитета по делам национальностей Геннадий Семигин проинформировал коллег, что, по данным последней переписи, в России говорят более чем на 170 языках, а 74 родных языка изучаются и используются в системе образования. 

«Вопросы поддержки родных языков, языковой политики в целом являются для Комитета приоритетными», — сказал Геннадий Семигин, назвав большинство принятых в этой сфере решений и рекомендаций Комитета не потерявшими актуальность. 

«Сегодня языковой политикой занимается целый ряд ведомств, и, с одной стороны, это хорошо, а с другой стороны, это ставит серьезные задачи координации всех усилий на этом направлении», — подчеркнул Председатель Комитета. Именно этим, по его словам, руководствовались парламентарии, когда предлагали расширить полномочия ФАДН и создать полноценное Министерство по национальной политике, на которое возможно возложить ответственность за достижение результатов и в сфере поддержки родных языков.

Он сообщил о завершающем этапе подготовки Концепции государственной языковой политики Российской Федерации, разработка которой велась по поручению Президента России. «Нам не совсем понятно, почему Минпросвещения не привлекло широкий круг экспертов к ее обсуждению, но сейчас Концепция в Правительстве, и мы продолжим работать над ее обеспечением», — подчеркнул Геннадий Семигин.

Среди важных задач, которые должна учесть языковая политика в стране, он назвал мероприятия по социально-культурной адаптации мигрантов, в том числе по освоению ими русского языка. «Хотелось бы, чтобы русский язык мигранты учили в стране, из которой прибывают на территорию России. Отсутствие такой языковой подготовки привело к тому, что за последние 5–7 лет российское гражданство получили те, кто плохо или вообще не владеет русским языком», — уточнил Геннадий Семигин. Кроме того, по его мнению, возможности изучать русский язык наряду с другими языками народов России в странах СНГ должны быть расширены и этому должно способствовать государственное финансирование. «Есть проблемы с библиотеками, книгами, документальными фильмами, их надо решать», — подчеркнул депутат.

Особо чувствительной темой Председатель Комитета назвал изучение украинского и русского языков на территории новых субъектов Российской Федерации. «Преодолеть нехватку учебников, учителей, решить вопрос о статусе украинского языка — все это предстоит делать в ближайшем будущем», — указал он.

Парламентарий обратил внимание и на необходимость увеличения финансирования работы по сохранению родных языков в целом. «Тема родных языков очень непростая. Конечно, можно говорить о том, что где‑то и в чем‑то есть недостатки и резервы, но ущемления языковых прав в нашей стране нет, а это самое главное», — заключил Геннадий Семигин.

Первый заместитель Председателя Комитета Ильдар Гильмутдинов проинформировал депутатов о результатах деятельности рабочей группы Комитета по этнокультурному развитию народов России и совершенствованию языковой политики.

По мнению депутата, сохранение родных языков является непростой и комплексной задачей, которую под силу решить только совместными усилиями семьи, общества, системы образования, культуры и СМИ. 

«Здесь должно быть задействовано все: и семья, и общество, и культура, и средства массовой информации», — сказал Ильдар Гильмутдинов. Именно поэтому рабочая группа Комитета последовательно и внимательно рассматривает каждый из инструментов сохранения родных языков. Пять состоявшихся заседаний рабочей группы были посвящены вопросам поддержки родных языков в системе образования.

Ильдар Гильмутдинов предложил коллегам из Министерства культуры совместно поработать над реализацией Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации на период до 2030 года, которая, по его мнению, также должна способствовать задаче сохранения родных языков народов России.

Член Комитета Елена Евтюхова указала на остроту проблемы подготовки учебников по родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также предложила поработать над этим, в том числе в рамках подготовки Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2036 года.

Член Комитета Лариса Буранова предложила коллегам уже сейчас думать о необходимости финансового обеспечения готовящейся Концепции государственной языковой политики. «Важно, чтобы Концепция не осталась только лишь концептуальной рамкой и декларативными желаниями. Это возможно только в случае ее переложения на содержание государственных программ, которые следует уже учитывать в бюджете следующего года. Иначе мы снова потеряем еще пару лет», — уточнила депутат.

После состоявшегося обсуждения депутаты приняли решение о проведении круглого стола, который запланировали организовать сразу после утверждения Правительством Российской Федерации Концепции государственной языковой политики России.