Войти в почту

Российские производители крепких спиртных напитков просят ограничить импорт

Потребление водки в России падает, а джина, виски и рома растет. Отечественные производители смогли заместить "заморские" напитки всего за два года. Но теперь на рынке оказалось слишком много крепкого спиртного - объем импорта в прошлом году практически полностью восстановился.

Российские производители крепких спиртных напитков просят ограничить импорт
© Российская Газета

Если не принять меры по ограничению импорта крепкого алкоголя (прежде всего водки), это может привести к банкротству небольших региональных ликеро-водочных заводов, считает президент Ассоциации производителей "Русской водки" Владислав Спирин.

В прошлом году продажи водки упали на 1 млн дал (декалитров). При этом производство просело примерно на 3,5 млн дал, приводил данные Спирин на "АлкоКонгрессе". Во-первых, с 2021 года экспорт российской водки рухнул почти в три раза, и на внутреннем рынке появился избыток продукции. Во-вторых, в 2022 году для российских производителей из-за снижения импорта джина и виски возникло "окно возможностей", и они этим воспользовались. У нас появились свои недорогие крепкие напитки, альтернативные водке. В результате производители водки потеряли часть своих покупателей. В-третьих, импорт водки после проседания в 2022 году начал восстанавливаться. При производстве в 80,5 млн дал и экспорте в 2,1 млн дал в прошлом году в Россию ввезли почти 2,7 млн дал импортной водки.

В коньяке небольшое снижение производства объясняется перенасыщением рынка импортной продукции, доля которого составляет примерно треть от объема потребления. При этом при сохраняющихся объемах поставок коньяка из Армении (около 3,5 млн дал) начались также поставки из Грузии.

"Другая причина снижения производства коньяка заключается в том, что этот напиток ассоциируется с успехом и достатком. Но еще один такой напиток - это виски. И при средней цене 685 руб. за бутылку коньяка бутылку российского виски можно купить за 390 руб. То есть виски перетягивает на себя потребителей коньяка", - считает Спирин.

Стремительнее других растут продажи джина, а также рома - с 2020 года продажи этой категории выросли примерно вдвое. Предложение российского джина увеличилось более чем в 3,5 раза в 2022 году. Но в 2023 году из-за восстановления импорта производство российского джина несколько снизилось.

Продажи российского виски за последние пару лет удвоились, приводит данные Спирин. Но поскольку в 2023 году импорт виски в Россию полностью восстановился, на внутреннем рынке оказалось слишком много этого напитка. Причем среди импортеров появились три новые страны - Кипр, ОАЭ и Эстония.

По прогнозам ассоциации "Русской водки", как минимум до 2028 года потребление водки продолжит падать - примерно на 0,6% в год. И хотя Россия останется водочной страной, альтернативные крепкие напитки продолжат расти в продажах. Виски, ром и джин останутся самыми быстрорастущими категориями, прибавляя почти по 10% продаж в год. В итоге доля водки сократится с 65% (в 2023 году) до 58% (в 2028 году).

Инфографика "РГ"/ Александр Чистов / Татьяна Карабут

В целом продажи крепкого алкоголя будут прирастать по 1,8% в год и к 2028 году увеличатся со 116 млн до 117 млн дал, оценивает Спирин. "Это связано не с увеличением потребления, а с легализацией рынка. Если акцизы на крепкий алкоголь будут так же медленно повышаться и дальше (4-5% в год), то нелегальный рынок продолжит замещаться легальными игроками", - считает эксперт.

Ситуация для российских ЛВЗ не настолько пессимистична, если учесть, что федеральные власти всерьез взялись за вытеснение с рынка псевдопивных напитков, говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его оценке, сегодня такой продукции продается не менее 300 млн дал в год. В основном крепостью 6,5%. А это почти 20 млн дал спирта, выпиваемого в виде джин-тоников (пивных напитков), мохито, пино колад, сидров и прочих напитков сомнительного качества.

В целом продажи крепкого алкоголя будут прирастать на 1,8% в год и к 2028 году увеличатся со 116 млн до 117 млн дал

"Если надзорные органы постараются (благодаря в том числе и закону о "наливайках"), то производить и продавать это будет сложно. Потребители сами научатся разбавлять джин-тоником и будут покупать джин, водку и виски у региональных заводов, тем самым поддерживая бизнес и пополняя региональные бюджеты. А распробовав такой вариант, россияне снизят и потребление пива", - прогнозирует эксперт. По его оценке, к 2030 году сектор крепкого алкоголя вырастет более чем в полтора раза. А если в России научатся разливать недорогую, но нормального качества текилу (о чем заявили уже два отечественных производителя), то рост возможен и на 80%, добавляет Шапкин.