Линии защиты транспортных объектов ТЭК
Комплексная безопасность и защищенность объектов промышленности, нефтегазового сектора и электроэнергетики стала одной из главных тем обсуждения на Международном форуме «Технологии и Безопасность» (ТБ-форум). Первым спикером и модератором дискуссии выступил Михаил Карпов, заместитель начальника отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России.
По словам эксперта, объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), входящие в состав сложных объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК), нередко вызывают трудности при проектировании и прохождении государственной экспертизы. «Одна из главных причин в том, что особенности требований к ОТИ в составе ТЭК установлены в нескольких федеральных законах и постановлениях Правительства Российской Федерации, а также ведомственных приказах Минэнерго и Минтранса России. При этом внесенные за последнее время поправки в нормативные акты в ряде случаев противоречат друг другу», – отметил Михаил Карпов.
Например, к объектам транспортной инфраструктуры, расположенным в границах объектов ТЭК, могут устанавливаться особенности защиты от актов незаконного вмешательства в соответствии с федеральным законом №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» с последними изменениями в редакции от 25 декабря 2023 года. Но эти поправки не учтены в федеральном законе от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Особенно часто замечания на экспертизе возникают к проектным решениям объектов транспорта в составе ТЭК, не подлежащих категорированию. Перечень таких объектов определен приказом Минтранса России от 28 августа 2020 г. №331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта».
«Следует акцентировать внимание на том, что к определению категории транспортных объектов на территории месторождений и других предприятий ТЭК необходимо подходить очень внимательно, потому что изменить категорию без изменения условий, на основании которых она была определена, практически невозможно», – подчеркнул Михаил Карпов.
В ходе доклада на ТБ-форуме эксперт рассмотрел наиболее сложные для проектировщиков и заказчиков случаи выполнения требований федерального законодательства и нормативных требований, дополнительно установленных регуляторами для обеспечения надежности и безопасности транспортной инфраструктуры. В их числе – некатегорийные посадочные площадки и вертодромы, а также участки железных и автомобильных дорог, мосты и морские терминалы, проектируемые в составе инфраструктуры добывающих компаний и других объектов ТЭК.
Особое внимание представитель Главгосэкспертизы России обратил на специфику требований к объектам морского транспорта с учетом их ведомственной принадлежности. Так, по словам Михаила Карпова, при проектировании морского терминала выполнение работ в части ОТИ «акватория морского порта» должна быть обоснована соглашением между двумя субъектами – терминалом и органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.