Украина требует от Польши расследования инцидента с высыпанным из зерновозов на границе украинским зерном
Киев потребовал расследования по высыпанному на границе украинскому зерну. Польские фермеры заблокировали три фуры и уничтожили часть зерна на минувших выходных. Инцидент с потерей трех тонн украинской пшеницы, из которой могли испечь несколько тысяч буханок хлеба, произошел в воскресенье на КПП «Ягодин — Дорогуск». Польскую границу пересекли три украинских фуры. Их заблокировали протестующие польские фермеры и дальнобойщики, недовольные падением цен на пшеницу и попаданием продукции украинского агропрома на рынок ЕС. По данным медиакорпорации, неизвестные вскрыли кузовы грузовиков — и часть зерна высыпалась на проезжую часть. На видео в соцсетях — горы или скорее «лужи» пшеницы несколько метров в диаметре. Рассказывает польский журналист Зыгмунт Дзенцеловский:
Зыгмунт Дзенцеловский польский журналист «Мне кажется, серьезная история, потому что польские фермеры говорят о больших финансовых убытках и потерях, и эта проблема, которую вообще предыдущее правительство Матеуша Моравецкого не смогло решить. В последние два месяца у нас новое правительство, и оно старается решить это, но обычно так бывает, когда люди видят, что есть кому этим заниматься, и что есть люди, которые готовы искать какой-то выход из положения, то это накаляет ситуацию. То есть сразу понимаете, что у вас есть с чем разбираться, с кем решать этот вопрос. Я вижу со стороны правительства, там есть новый замминистра сельского хозяйства, который от имени правительства пытается урегулировать эту обстановку, но пока сельскохозяйственный сектор не получит то, что ему надо, какие-то удовлетворительные решения, они будут настроены довольно радикально».
Несмотря на продолжающиеся протесты польских фермеров и дальнобойщиков, а также представителей обеих профессий из других стран — соседей Украины, влияния на мировые продовольственные цены это не оказывает. Американские фьючерсы на пшеницу держатся вблизи минимальных значений с начала конфликта даже спустя полгода после формального разрыва черноморской зерновой инициативы. Почему рынок игнорирует усилия польских фермеров? Объясняет директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов:
Андрей Сизов директор аналитического центра «Совэкон» «Есть один процесс в мире, который мы наблюдаем с мая 2022 года, что цены на сельхозпродукцию в целом и на зерно падают довольно быстро. Отчетом можно считать известную обложку The Economist, который предсказывал ужасную продовольственную катастрофу в мире. Там была красивая, как обычно, обложка с черепами и зернышками. Вот с тех пор цены в мире падают, это вызывает расстройство фермеров по всему миру. То, что блокируют восточно-европейские государства границу и говорят, это виновата Украина, это совсем не так, и по большому счету никакого отношения, заметного влияния на цены в мире и цены в Европе украинское зерно уже давно не имеет и особенно сейчас, когда поставки почти все идут из одесских терминалов и небольшой остаток идет через дунайские украинские порты. В Восточную Европу напрямую сейчас трафик минимален, поэтому, в общем-то, что они там блокируют, это, конечно, можно красиво снять, вот целый грузовик зерна, например, раскидать по дороге, но это речь будет, если один грузовик это 20-30 тонн. Украинский экспорт в январе —декабре превышал пять миллионов тонн. В Восточную Европу, тем более в Польшу, шли из этого какие-то крохи, поэтому это все для рынка совершенно не важно».
По данным госпогранслужбы Украины, польские фермеры блокируют как минимум три приграничных КПП. Новую акцию на пункте «Дорогуск» мэр Львова назвал «низостью и позором». Посол Украины в Польше призвал Варшаву отреагировать на инцидент и привлечь виновных к ответственности. Как указывает BBC, протесты — часть большого протестного движения европейских фермеров. Ранее работники агропрома блокировали подъезды к Парижу во Франции, выезжали на тракторах к Бранденбургским воротам в Берлине и проводили демонстрации в других странах ЕС. Участники добиваются субсидирования отрасли, отмены зеленых инициатив и защиты внутреннего рынка Евросоюза, в том числе от украинского зерна.