Треть стран из «серого» списка рассчитывают покинуть его на заседании FATF
Треть из 23 юрисдикций, находящихся в настоящее время в «сером» списке FATF (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), намерены покинуть его в ходе заседания организации на следующей неделе, пишет The Banker. По данным издания, уверенность в этом выразили, в частности, Гибралтар, ОАЭ, Филиппины и Уганда, поскольку приняли ряд мер по укреплению системы противодействия отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (ПОД/ФТ).
Пленарное заседание и заседания рабочих групп FATF, на котором, как планируется, будут рассмотрены данные вопросы, пройдут в Париже с 19 по 23 февраля 2024 года. Frank Media направил запрос в организацию с просьбой прокомментировать информацию о возможном исключении перечисленных стран.
Издание отмечает, что эффект от включения той или иной страны в “серый” список в настоящее время представляется неоднозначным. С одной стороны, это имеет ощутимые последствия для экономики и финансовой системы: после попадания в “серый” список приток прямых иностранных инвестиций сокращается в среднем на 3%, приток портфельных инвестиций — в среднем на 2,9%, а приток других инвестиций — в среднем на 3,6% от ВВП.
С другой стороны, влияние «серого» списка на отдельные юрисдикции сложно оценить, отмечает The Banker: такие юрисдикции, как Йемен, Нигерия, Сирия и Южная Африка, и так считались “подозрительными” задолго до их включения в «серый» список. И снижение там ВВП, которое действительно произошло, во многих случаях было частью тенденции, которая началась за несколько лет до решения FATF.
“Учитывая разнообразие экономик, включенных в список, общие маркеры экономического влияния практически невозможно точно определить. Например, ОАЭ, которые были включены в серый список в марте 2022 года, являются второй по величине экономикой на Ближнем Востоке и имеют мало общего с другими ближневосточными странами, попавшими в серый список, — Сирией и Йеменом”, — подчеркивается в материале.
Есть и определенные претензии к тому, как та или иная страна признается достойной “серого списка”. Так, приветствуя выход Панамы из списка в прошлом году, президент страны Лаурентино Кортизо заявил в интервью Financial Times, что с его страной обошлись несправедливо, поскольку в ней находится всего 0,27% всех офшорных компаний мира. «Вы должны спросить, где находятся остальные 99% офшорных компаний», — сказал он, отметив статус американского штата Делавэр, пользующегося репутацией мирового “налогового убежища”. Издание также ссылается на слова Дэвида Шварца, президента и генерального директора Международной ассоциации банкиров Флориды, отметившего, что Панама, которая находилась в сером списке с июня 2019 года по октябрь 2023 года, смогла сохранить и расширить свои корреспондентские банковские связи в течение этого периода.
FATF, созданная в 1989 году, — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценку соответствия национальных систем этим стандартам. Штаб-квартира организации расположена в Париже.
У FATF есть «черный список», куда включаются страны, не исполняющие меры борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также «серый список», в котором оказываются страны с недостаточными мерами борьбы с финансовыми преступлениями (но пообещавшие эти недостатки устранить). По данным на февраль 2024 года, в “черный” список FATF входят Демократическая Народная Республика Корея (Северная Корея), Иран и Мьянма. В “сером списке” значатся Барбадос, Болгария, Буркина-Фасо, Камерун, Хорватия, Демократическая Республика Конго, Гибралтар, Гаити, Ямайка, Мали, Мозамбик, Нигерия, Филиппины, Сенегал, Южная Африка, Южный Судан, Сирия, Танзания, Турция, Уганда, Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам, Йемен.
В конце февраля 2023 года FATF приостановила членство России за нарушения принципов организации. Правительство Киева также настаивало на включении России в списки FATF за ее действия на Украине, однако организация на этот шаг не пошла . Президент FATF Радж Кумар объяснял это решение тем, что Россия уже была «наказана» — отстранением от членства в организации. Вместе с тем, по данным Bloomberg, непосредственно перед заседание Группы Россия лично обращалась к более чем полудюжине стран, включая Саудовскую Аравию, Турцию, Мексику и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), с просьбой не вводить против нее дополнительных ограничений. В противном случае она угрожала им сокращением объемов двусторонней торговли, замораживанием инвестпроектов и сокращением потока туристов из России.
По мнению главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, включение России в «черный список» возможно только по политическим причинам, так как объективно страна выполняет все требования FATF к антиотмывочной системе.