От крабовых аукционов в бюджет пришли неожиданные деньги
В 2021 году контрольное ведомство в ходе проверки Росрыболовства обратило внимание на необоснованность понижающего коэффициента инвестиционного обязательства (0,25), применяемого при расчете стартовой цены лота крабового аукциона. Он был введен для компенсации победителям аукционов затрат на строительство судов-краболовов. Однако по результатам его применения фактическая компенсация по итогам проведенного в 2019 году аукциона превысила проектную стоимость строительства более чем в шесть раз. Последующая корректировка коэффициента при расчете стартовой цены лотов позволила государству получить в прошлом году существенный дополнительный доход. Об этом говорится в документах Счетной палаты (СП), которые есть в распоряжении «Парламентской газеты».
Риск недопоступления
Выявленный в 2021 году необоснованно заниженный коэффициент Счетная палата посчитала «фактически дисконтирующим», что могло привести «к значительному снижению цены предмета аукциона и рискам недопоступления в федеральный бюджет 305 миллиардов рублей в 2019-2020 годах».
«По итогам проверки Счетная палата рекомендовала Правительству пересмотреть значение применяемого коэффициента. Предложение контрольного ведомства было поддержано Минфином и в июне 2023 года постановлением Правительства коэффициент инвестиционного обязательства был повышен с 0,25 до 0,6», — сообщает пресс-служба СП.
Как пояснил аудитор СП Андрей Батуркин, применение нового коэффициента при расчете стартовой цены лотов второго этапа крабовых аукционов в октябре 2023 года принесло государству доход в размере 119,4 миллиарда рублей.
Комментируя прошлогодние успехи Счетной палаты, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин обратил внимание на оперативность реакции Правительства на рекомендации и замечания аудиторов. По его словам, цена какой-либо маленькой рекомендации органа финансового контроля в адрес Правительства, Минфина, Центрального банка или Казначейства может «стоить очень дорого».
«Или наоборот, если, допустим, Правительство или Минфин не прислушиваются. Но у нас сложилась за 30 лет существования Счетной палаты очень конструктивная, деловая, профессиональная атмосфера взаимоотношений с Правительством. И это, как видим, дает результат», — подчеркнул сенатор.
В пресс-службе Счетной палаты также отметили, что в 2023 году ведомство направило объектам аудита 539 рекомендаций по результатам экспертно-аналитических мероприятий. Выполнено 473 рекомендации, в том числе выданные в предыдущие годы. Из них 132 — приоритетные. Всего же с 2019 по 2023 год СП выдала 3074 рекомендации, из которых выполнены и сняты с контроля 1753, включая 656 приоритетных.
Пломба на минералку
По итогам проверки АО «Кавминкурортресурсы» в 2021 году Счетная палата указала на недостаточный госконтроль за учетом извлекаемых минеральных вод при разработке месторождений. По мнению аудиторов, это создавало риски «сверхнормативной добычи минеральной воды и, как следствие, занижения налоговой базы при расчете налога на добычу полезных ископаемых».
СП предложила ввести требования по опломбированию приборов учета добываемых подземных вод, а также определить федеральный орган, который этим будет заниматься.
«В 2023 году Минприроды выполнило рекомендацию Счетной палаты, установив в Правилах разработки месторождений подземных вод обязательные требования по опломбированию приборов учета объема их добычи для защиты от несанкционированного вмешательства в их работу», — говорится в документах СП.
Контролировать соблюдение требований к измерениям объема добываемых ресурсов будет Росстандарт, а присматривать за эксплуатацией месторождений подземных минеральных вод станет Росприроднадзор.