Обновлено в 18:53
Дни Германии как промышленной сверхдержавы сочтены, пишет Bloomberg. Объем промышленного производства в крупнейшей экономике Европы сокращается с 2017 года. Основы немецкой промышленности «рухнули, как домино», говорится в статье. Усиливается конкуренция с Китаем, который перестал быть «ненасытным покупателем» произведенных в Германии товаров, а последним ударом для ряда производителей тяжелой промышленности стало прекращение поставок дешевого российского газа.
Агентство напоминает, что французский производитель шин Michelin закрывает два своих немецких завода и проведет сокращение еще на одном к концу 2025 года. Это коснется более 1500 рабочих. Аналогичные планы, по данным агентства, есть у американской Goodyear в отношении двух предприятий и еще у ряда предприятий.
Больше всего из-за отсутствия российского газа, как сообщает Bloomberg, пострадала химическая промышленность. Крупнейший производитель химической продукции в Европе, компания BASF SE, сокращает 2600 рабочих мест, а Lanxess AG уволит 7% сотрудников.
Комментирует немецкий политолог Александр Рар:
Александр Рар журналист, политолог «Недовольство растет, есть протестное движение, забастовки. Главная проблема — на Германию и ЕС упало сразу несколько кризисов. Во-первых, инфляция, с которой борются, но ее трудно побороть. Во-вторых, энергетический кризис, который связан с тем, что 30 лет Германия и Европа получали достаточно дешевый газ из России. Германия теперь вынуждена закупать дорогостоящий сжиженный газ из Америки, она это делает, поэтому нехватки газа нет. Но есть проблема цен, и это сказывается в первую очередь не на домохозяйствах, потому что государство готово здесь искусственно снижать цены на газ, но главная проблема в том, что немецкая промышленность ощущает сейчас дефицит газа и страдает от высоких цен. И многие фирмы, которые были основаны в Германии десятилетия назад, сейчас вынуждены или закрываться, или обдумывать вариант ухода с немецкого рынка куда-то, где ниже налоги, цены, — в ту же Америку, которая привлекает сейчас немецкие и западные предприятия, или в Китай, где можно гораздо дешевле производить. Поэтому проблема деиндустриализации Германии — самая главная проблема немецкой экономики. И вторая серьезная проблема — это миграция и социальные выплаты населению. 43% немецкого государственного бюджета — это деньги, которые каждый год уходят на социальные пособия. Кроме того, сюда попадают миллионы беженцев, которые не работают, и, как постановил конституционный суд, они должны получать пособие в таком же размере, как немецкий безработный. Денег может не хватить, кризис нарастает. Конечно, растет жуткое недовольство правительством, которое не справляется с решением этих задач, появляются радикальные партии, как «Альтернатива для Германии» или партия госпожи Вагенкнехт, которая будет сейчас бороться за власть, чтобы сменить правительство. Поэтому можно говорить, что в Германии может назреть не только экономический, финансовый и социальный, но к тому же еще политический кризис. В совокупности это все будет сказываться на всем ЕС, но о крахе Европы речи нет, такой опасности я пока не вижу. Еще в Европе, особенно в Германии, очень много запасов, правда, не ресурсов, но денег, которые будут в ближайшие годы тратиться на затыкание этих дыр. Что будет потом — большой вопрос».
Редакция Business FM поговорила с немецкими жителями о том, ощущают ли они спад экономики.
Житель Германии Томас, работающий на заводе Volkswagen, тоже считает, что Bloomberg сгустило краски: «В статье ситуация в Германии сильно преувеличена. Да, правда, немецкая промышленность находится в процессе трансформации. Это необходимо для того, чтобы подготовиться к будущему. Некоторые компании, к сожалению, не смогут выжить. Однако в условиях жесткой экономической конкуренции, которая существует в настоящее время во всем мире, они не смогли бы выжить в ближайшие несколько лет без преобразований. Зависимость от российского газа — это история, для нас это больше не имеет значения. Интенсивное развитие возобновляемых источников энергии, солнечной и ветроэнергетики, а также переход на альтернативы российскому газу означают, что эта проблема больше не актуальна. К сожалению, инфраструктура в Германии уже не самая лучшая. Это пренебрежение со стороны правительства Меркель. Но и здесь ведется интенсивная работа по устранению этой проблемы. У Volkswagen есть некоторые проблемы с переходом на электромобили. Однако руководство и здесь ввело корректирующие меры. В настоящее время в Германии есть собственный завод по производству аккумуляторов. Так что ситуация в настоящее время не так хороша с экономической точки зрения, но и перспективы не так плохи, как пишут».
Говорит жительница Берлина Ольга, которая работает в крупной американской фармкомпании:
«Не могу сказать, что сильно ощущаю кризис, только с точки зрения цен на продукты и энергию они выросли. Год назад цены на продукты были выше, сейчас они чуть-чуть снизились, это то, что я вижу ежедневно в жизни. В кафе и ресторанах цены тоже немного повысились, но в остальном цены такие же, как и раньше, сильного подъема цен нет, наверное, только на продукты поднялись, и то сейчас уже снизились по сравнению с прошлым годом. С другой стороны, инфляция на сегодня снизилась, сейчас это 2,6%, что для нас — хороший показатель. Я слышала, что некоторые предприятия сокращают работников, но с большим выходным пособием, и это будет длиться до конца 2025 года. Большие корпорации во всем мире сокращают работников и открывают подразделения в других регионах, но это связано не только с экономической, но и с политической ситуацией. На работе у нас все обсуждают, что снизился процент безработицы в Германии, это в прессе здесь освещается. Люди в целом недовольны, что повышаются цены на продукты, на определенные услуги, но это касается не только Германии, во всем мире это происходит. Обсуждается сильно тема экологии, дискутируется тема химических предприятий — говорят, что не так уже много нужно их продукции, что потребители переходят на более экологичную продукцию. Эта тема очень сильно освещается в Германии. Как обыватель я могу сказать то, что я вижу. На мой взгляд, конечно, это раздуто, очень часто СМИ говорят о сильном кризисе, он существует, естественно, это влияет, но не так это все ужасно на сегодня».
Прошлый год в ФРГ завершился рецессией, экономика страны сократилась на 0,3%, следует из данных федерального статистического ведомства ФРГ. Там пояснили, что экономический рост страны замедлился в условиях продолжающегося кризиса. Уровень инфляции по итогам 2023 года в Германии вырос на 5,9% относительно 2022 года. При этом показатель оказался ниже исторического максимума 2022-го — плюс 6,9%.