Шоковая терапия Милея
Хавьеру Милею, убежденному либертарианцу, досталось скверное наследство, созданное годами «дурного» популистского правления «перонистов» (по имени Хуана Перона, правившего страной с 1946 по 1955 г. и с 1973 по 1974 г.). Годовая инфляция достигла 211процентов, 40 процентов населения живут ниже черты бедности. Милей, придя к власти в конце прошлого года (рейтинг одобрения по-прежнему до 55%), объявил о радикальных реформах, которые в том числе ослабляют некоторые социальные меры защиты трудящихся, отменяют потолок цен на арендную плату, ликвидируют контроль над ценами на ряд потребительских товаров.
Эти реформы уже оспорены в суде, в том числе профсоюзами, которые очень влиятельны и хорошо организованы. Чрезвычайным указом Милей отменил более 300 законов, еще десятки подвергнуты корректировке. Обещал перейти в расчетах на доллары (пока не перешел) и закрыть Центробанк (пока тоже не закрыл).
Милей выступает за минимальное вмешательство государства в экономику и за приватизацию госкомпаний, включая национальный авиаперевозчик (этот вопрос под давлением общества тоже отложен), железные дороги и нефтяные компании. Президент-либертарианец собирается сократить госрасходы. Он упраздняет 10 из 18 министерств и более полусотни госагентств из 106. Сокращены уже тысячи госслужащих.
Самая болезненная часть — сокращение всевозможных субсидий. Сегодня средняя государственная пенсия покрывает до трети расходов на еду, лекарства и коммунальные траты (все — субсидируется). Милей также хочет урезать субсидии на энерготарифы и на общественный транс- порт, который в Аргентине очень дешев. «Энергетическими субсидиями» пользуются 2/3 потребителей. Теперь средний «чек» за электричество вырастет раза в три по сравнению с нынешним. Стоимость проезда в общественном транспорте возрастет еще больше. Отменят субсидии всем СМИ. А вот детские пособия обещают удвоить.
Число получателей только пособия по бедности выросло с начала века с 172 тыс. до 5 млн, многие получают по несколько видов помощи, и это уже не менее трети населения. Это число будет урезано. Зато Милей обещает увеличить на 50 процентов ассигнования на программу продовольственных талонов для бедных. Однако провести ему все эти реформы будет крайне трудно: у его партии лишь 40 мест из 257 в нижней палате и 7 из 72 в сенате.
Чтобы облегчить принятие пакета реформ, он внес их в парламент одним законопроектом из 664 статей, которые охватывают самые разные сферы — от разрешения приватизации 41 госкомпании до отмены президентских первичных выборов и введения 15-процентного налога на большую часть экспорта. Также предусмотрена налоговая амнистия для аргентинцев, что позволит задекларировать «теневые» активы, включая криптовалюту. Среди наиболее спорных реформ — предложение передать часть законодательных полномочий президенту до конца 2025 года с возможностью продления их еще на два года. Милей снял первоначальное предложение, предусматривавшее тюремное заключение за так называемые незаконные демонстрации в общественных местах в знак протеста против правительственных инициатив.
Однако ужесточается запрет на «политическую деятельность» всех госчиновников. В России больше всего обратили внимание на то, что новая администрация Аргентины отказалась от вступления в БРИКС. В Конгрессе страны некоторые выступают с критикой этого решения. Однако объективности ради стоит заметить, что более насущным вопросом для новых властей Аргентины является наведение порядка в собственной экономике. Если это произойдет, то через какое-то время Аргентина сможет снова вернуться к вопросу о членстве в этой организации.