Маркировка - не просто защита от контрафакта, но и ценный источник данных
Как отметила заместитель министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева на круглом столе "Маркировка как эффективный инструмент защиты от контрафакта и фальсификата. Итоги 2023 года", который прошел в пресс-центре ТАСС 23 января, в ушедшем году Минпромторг ввел обязательную маркировку шести товарных групп и еще по 11 маркировка тестировалась в ходе экспериментов. С 2019 г. по 2023 г., как напомнила замглавы Минпромторга, введена обязательная маркировка продукции еще 17 товарных групп.
Как подчеркнула Екатерина Приезжева, массив данных, который удалось сформировать в ходе внедрения маркировки, дает возможность использовать данные для аналитических решений, причем пользоваться ими может как бизнес, так и контролирующие органы. Она проинформировала, что заинтересованные ведомства уже сформировали индикаторы риска, позволяющие проводить проверки без контакта с проверяемыми, что позволяет устранить вариативность в ходе данных мероприятий, ликвидировать нагрузку на бизнес и снизить риск коррупции.
В 2024 г., как отметила Екатерина Приезжева, работа по интеграции системы маркировки с разного рода реестрами будет продолжена, равно как и утверждение новых индикаторов риска. Также, по ее словам, приоритетом Минпромторга в наступившем году будет автоматизация проверок товаров и вывод с рынка потенциально проблемных групп по мере расширения перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. При этом темпы расширения такой практики в 2024 г., как пообещала Екатерина Приезжева, снижаться не будут.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Алла Самойлова поделилась более чем трехлетним опытом маркировки фармацевтической продукции. По ее словам, такая практика хорошо себя зарекомендовала: с ее помощью удалось не только существенно снизить количество контрафакта или продукции с истекшим сроком реализации, но и пресекать появление на розничном рынке лекарственных средств, украденных в лечебно-профилактических учреждениях. Также Алла Самойлова обратила внимание, что система маркировки позволяет оперативно выявлять как дефицит тех или иных препаратов, так и их избыток, а также вести мониторинг цен на лекарственные препараты и медизделия, три вида которых попали в перечень товаров для обязательной маркировки с октября 2023 г. и еще четыре пополнят его в 2024 г.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Алексей Поликашин назвал основным результатом внедрения системы маркировки обеление рынка. Так, он привел данные по рынку меховых изделий, на котором оборот легальной продукции уже по итогам первого этапа вырос на порядок. По оценке Алексея Поликашина, также данные, собранные системой маркировки, позволяют повысить эффективность контрольных мероприятий: среди проверок, проведенных на основе анализа компаний, где выявлены утвержденные индикаторы риска, в 90% случаев были обнаружены нарушения. Поэтому замглавы Роспотребнадзора назвал важной задачей формирование нормативно-правовой базы в данной сфере. От отметил, что в 2023 г. проделана большая работа в этом направлении, которая будет продолжена. Приоритетом на 2024 г. Алексей Поликашин назвал работу по автоматизации контрольной деятельности.
Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Светлана Алексеева назвала основным эффектом от внедрения маркировки повышение качества продукции. По ее словам, после введения обязательной маркировки молочной продукции доля посторонних примесей (растительный жир, крахмал, растительный белок и т.д.) снизилась вдвое. Также Светлана Алексеева подчеркнула, что данные, собранные системой маркировки, позволили выстроить стройную высокоавтоматизированную систему проверки безопасности молочного сырья.
Председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин назвал выгодоприобретателями от использования систем маркировки государство, бизнес и потребителей. По его оценке, государство за счет обеления рынка получает больше налоговых поступлений и усиливает эффективность надзорных мероприятий, бизнес объективно заинтересован в удалении с рынка производителей и поставщиков контрафакта, равно как и потребители. Михаил Дубин обратил внимание, что вдвое выросло количество установок мобильного приложения "Честный знак", с помощью которого потребители проверили более 150 млн единиц продукции, в результате этих проверок покупатели выявили более 2000 точек, где продавали контрафактную молочную продукцию, и 16 тыс. мест продажи нелегальных табачных изделий, а также аптеки, где реализовывали препараты, украденные в лечебных учреждениях. Также глава Центра развития перспективных технологий проинформировал о запуске аналитического сервиса для бизнеса "Точка роста". По его мнению, данный сервис поможет бизнесу выходить на новые рынки.
Генеральный директор "Антарес Вижн Россия" Павел Булгаков назвал в качестве не вполне очевидного эффекта от внедрения систем маркировки повышение интеллектуального капитала компаний, поскольку данные проекты довольно сложные и требуют для реализации взаимодействия разных подразделений, и такой опыт потом оказывается очень полезным. Кроме того, "Антарес Вижн Россия" для нанесения маркировки на алюминиевые банки разработал высокопроизводительную лазерную систему, которая вызвала большой интерес, в том числе и на внешних рынках.