Высокие цены на продукты заставили европейцев поехать за покупками в Калининград
Еще давно жители самого западного региона страны активно ездили в Польшу за более дешевой молочкой, сырами, колбасами и бытовой химией. Однако сегодня ситуация изменилась на противоположную: на фоне сильнейшей инфляции полякам стало дешевле закупаться в Калининградской области.
Многие признаются: жить в стране сегодня стало дорого. Из-за сложностей с ресурсами и выплатой зарплат цены взлетели до небес. Хлеб в этом году, по прогнозам польских маркетологов, может стоит 30 злотых, что в переводе на российскую валюту - около 670 рублей за буханку. От валютной политики и жесткой инфляции уже пострадали десятки производств.
Всем калининградцам хорошо известна крупная сеть пекарен из Вроцлава. Там выпекали знаменитые круассаны, булочки и хлеб по старинным польским рецептам. Однако предприятие не смогло справиться с ростом цен и в итоге закрылось. По словам владельца компании, его бизнес уничтожили в разы увеличившиеся расходы и резко сократившееся число клиентов.
Супруги Петркевич из Гданьска простояли пять часов на границе, чтобы купить продукты в Калининграде
С этим мнением согласны супруги Алена и Павло Петркевич из Гданьска, которые простояли пять часов на границе, чтобы закупиться продуктами в Калининградской области.
- Жизнь в Польше веселее не становится. Политики могут говорить все что угодно, но настроение у людей депрессивное. Даже с учетом дороги и топлива нам выгоднее закупиться крупами, макаронами, консервацией и лекарствами в России, чем у себя дома. Это немыслимо, - рассказала Алена. - Уровень жизнь упал. Мы в Гданьске прекрасно понимаем, насколько важным было сотрудничество с россиянами, особенно это касалось приграничных городов. Сейчас предприятия, кафе и магазины закрываются, люди теряют работу, цены растут. Хорошо, что у нас есть друзья в Калининграде, которые могут помочь с некоторыми товарами. Однако не всем так повезло.
Ситуация с ценами на продукты, действительно, заставляет задуматься о псевдоблагополучии жителей Евросоюза. Для примера, килограмм картофеля в соседней республике стоит около 63 рублей, в Калининграде - 25 рублей. Морковь - 60 рублей против 40 рублей за килограмм. Пачка итальянских макарон известной марки в Польше обойдется в 156 рублей, в то время как в российском эксклаве ее можно купить за 99 рублей. Бутылка подсолнечного масла в Гданьске или Бранево, куда раньше активно ездили калининградцы, сегодня стоит 170 рублей, в Янтарном крае - около ста рублей.
Даже некогда знаменитая польская молочка (все калининградцы помнят эти сырки, творожки и йогурты) сегодня не выдерживает конкуренции ни по цене, ни по качеству. На российской стороне все молочные продукты в среднем на 20-30% дешевле зарубежных аналогов.
Калининградские ретейлеры убеждены, что на данный момент Польша никак не может конкурировать с регионом в вопросах ценообразования. При этом зарубежный бизнес, на удивление, хочет и продолжает сотрудничать с россиянами, несмотря на санкции.
Даже некогда знаменитая польская молочка сегодня не выдерживает конкуренции ни по цене, ни по качеству
- Если оценивать прошлые периоды, то около двухпроцентов всех денег калининградцы вывозили за границу в соседнюю республику. Сегодня этот показатель достиг нуля. Польша в целом стала значительно дороже Калининграда по продуктам питания, - объясняет совладелец калининградской торговой сети Олег Пономарев. - Закрытие границ пошло на пользу всему местному ретейлу. Ведь раньше люди очень часто использовали эксклав как туристический хаб для дальнейших поездок в Европу. Сегодня деньги остаются в Калининградской области.
Что интересно, вся несанкционированная польская продукция, включая, например, пиво или воду, активно продается в Янтарном крае. Поставщики готовы работать с регионом и охотно это делают. А вот с соседней Литвой, уверен эксперт, ситуация иная: бизнес очень хочет остаться в Калининграде, но его откровенно "давят" прибалтийские власти вплоть до формирования черных списков компаний, сотрудничающих с Россией. Из-за этого ассортимент товаров из Литвы в регионе заметно сократился.